В дополнение к
недавнему - взгляд на то же событие с противоположной стороны. Доклад саксонского командующего, будущего могущественного фельдмаршала, а пока генерал-лейтенанта Флемминга своему королю Августу Сильному.
Сир!
Ваше Королевское Величество знает из могео последнего рапорта, что я подошёл к реке Двине. Убедившись, что шведы в Риге получили заблаговременное известие о моём приближении, я решил атаковать Кобер-шанец, в котором предполагался гарнизон в 360 человек. (фактически, как мы знаем, 50 человек. Флемминг, конечно, узнал истинное число после штурма, но предпочёл донести королю не факт, а первоначальное предположение. А что их, басурман шведов, жалеть - g.) Для этого послан полковник Браузен с отрядом драгун. Он доложил, что взял в плен шведский авангард и осадил городскую башню. К нему на подкрепление выслали генерал-майора Паткуля с 1200 человек пехоты. Остальные войска оставались на своих местах. Я же поехал в Митаву с генерал-майором Карловичем, чтобы организовать необходимую провизию, амуницию и другое снабжение. Вечером я получил сообщение, что шведский отряд с офицером по ошибке заехал на наши передовые посты, его окликнули, и ему удалось уйти. Но генерал-майор Паткуль немедленно послал за ними погоню и взял в плен 13 человек вместе с капитаном, трое были убиты и ещё троим удалось уйти. После этого он занял городскую башню. (имеется ввиду сторожевая башня, распологавшаяся южнее Коброн-шанца. От неё сохранилось современное название района Торнякалнс - башенный холм - g.) Вернувшись на место, мы рекогносцировали укрепления, которые собирались атаковать, взяв с собой офецеров - колонновожатых, чтобы определить слабое место для атаки. Я приказал атаковать на левом фланге майору Кобрицу, а на правом - подполковнику Каницу. Резервом командовал полковник Беллинг. С другой стороны я назначил две демонстративных атаки под командой двух драгунских капитанов Оппена и Стара. Офицеры эти прекрасно справились со своей задачей ложной атаки, первыми ударив на неприятеля, сломали палисад и атаковали шанец. Весь штурм продолжался примерно полчаса.
На правом фланге атака была трудной, потому что надо было пройти через двое ворот, которые были успешно взорваны петардами. Во время штурма гарнизон Риги находился на своих укреплениях, но только с рассветом они начали стрелять из пушек по нашим драгунам, убив в моём полку 6 коней и ранив троих рядовых.
Кобер-шанец состоит из пяти бастионов, как Ваше Королевское Величество может видеть из прилагаемого плана. Генерал-майор Паткуль в этом бою выказал отвагу и умение. Он добрый и честный офицер; выглядит так, что те злобные наветы, которые на него возводят, безосновательны. Генерал Карлович хорошо помогал нам, обеспечивая продовольствием и другими необходимыми вещами.
Я не мог себе представить, что в этой стране генерал-майор Паткуль пользуется такой популярностью среди народа, здесь он вроде оракула, что уже даёт хорошие результаты. Я расчитываю, что в будущем это принесёт ещё большую пользу.
Тем больше претензий я имею к комиссионерам, из которых никто не показался к арми, только присылали письма. Достойны ли эти люди того, чтобы им платить, я оставляю на усмотрение Вашего Величества.
Засим я нижайше и с величайшем уважением прошу Ваше Королевское Величество о высылке тех денежных сумм, в которых мы нуждаемся и без которых ничего нельзя предпринять.
Вашего Королевского Величества самый верный слуга,
Флемминг
Городская башня у Риги, 28 февраля 1700 г.
Медаль в честь взятия Коброн-шанца.
Аверс: портрет Августа II в лавровом венке, надпись по кругу: AVGVSTVS II D[ei] G[ratia] REX POL[oniae] ET EL[ector] SAX[oniae] (Август II, Божьей милостью король Польши и курфюрст Саксонии).
Реверс: Сцена штурма крепости, за рекой видна Рига. Сверху надпись: FELICI SIDER CAPTUM (добыта счастливым случаем), в обрезе ЕXPUGN[ata] A[no] 1700 (захвачена в 1700).
Королевская коллекция медалей, Дрезден.