Мосты Риги - 1

Apr 20, 2015 10:00

Мост - один из самых красивых и романтических городских объектов. Мосты соединяют берега. Мосты соединяют людей. Мосты - важный элемент логистики. На мостовых ограждениях новобрачные вешают замки, как залог неразрывной связи. Мосты сжигают от отчаяния и решимости порвать с прошлым. Мосты рушат, чтобы задержать вторжение врага, и восстанавливают сразу после наступления мира.

В Риге мосты есть. Посмотрим, как они возникали и исчезали в порядке хронологии.

ЭПОХА БЕЗМОСТЬЯС основания Риги переправа через Двину осуществлялась на лодках, а зимой - по льду. Город целиком располагался на правом берегу реки и горожанам не было нужды часто пересекать её. Но с ростом города и возрастанием объёмов торговли нужда в мосте становилась острой. На этом плане города второй половины XVII века показана и схема паромных переправ от центра до селений противоположного берега. Очевидно, заказчик посчитал её полезной информацией.


1701 г.Как это часто бывает и в других областях техники, решительный шаг произошёл, когда возникла военная необходимость.

Когда летом 1701 года шведский король Карл XII двинулся с армией к Риге, чтобы разбить осаждавшую её саксонскую армию, гродским была поставлена задача изготовить наплавной мост для форсирования Двины. И задача была выполнена. После того, как передовые части каролинцев захватили плацдарм на левом берегу реки, мост, ждавший у берега, быстро навели и перебросили по нему кавалерию и пушки, что обеспечило победу.

На этой гравюре показана начальная стадия боя, мост обозначен стрелкой.


А здесь уже изображён разгар боя, мост наведён. Эту дату, 19 (9) июля 1701 года, можно считать днём рождения рижских мостов.


По успешному окончанию битвы король широким жестом подарил мост городу. Однако, уже через четыре года во время половодья мост унесло в море. Но идея быстрой и надёжной переправы рижанам понравилась, и наплавной мост был восстановлен в 1709 году, уже в центре города. Но менее чем через год его снова пришлось уничтожить при подходе русской армии. Мост снова восстановили по окончании боевых действий в 1714 году. Через сто лет он выглядел вот так.


Из-за своей конструкции наплавной мост требовал разборки перед каждой зимой и восстановления после ледохода. Однако, удобства, которые он предоставлял, оправдывали эти затраты. Проход по мосту, кстати, не был бесплатным. По состоянию на 1702 год пешеход платил за его использование 1 шиллинг, а за перевозку телеги с бочкой вина или шнапса приходилось выкладывать уже 43 шиллинга. На протяжении 170 лет наплавной мост являлся единственным рижским мостом.

Дальний родственник наплавного моста Карла XII дожил даже до появления фотографии. Вот как он выглядел, являясь одновременно и переправой, и причалом, и купальней. Посреди моста была также подъёмная секция для прохода лодок.


1871 г.
Обществом Рижско-Болдерайской железной дороги возведён первый постоянный Железный мост по проекту братьев Струве. 1 января 1873 г. он был торжественно открыт. Посередине его была расположена колея Болдерайской железной дороги, по краям - полосы движения для гужевого транспорта и тротуары. Мост опирался на 8 речных и 3 береговых устоя, облицованных карлскрунским гранитом. Поворотная секция у правого берега обеспечивала проход судов.

Труба, проложенная по верху моста, - это газопровод, обеспечивающий газом Задвинье.


Ажурная конструкция моста из балок английского железа обеспечивала простоту и прочность конструкции, достаточную для своего времени. Тогда ещё никто не предполагал резкое возрастание веса транспорта, связанного с автомобилизацией. Плату за проезд по этому мосту взымали только с гужевого транспорта.


Вот что из себя представляла схема городских мостов в этот период.


Продолжение следует.

1701, мосты, 18 век, о прекрасном, город, Карл xii

Previous post Next post
Up