Названия кораблей и судов, на которых мне довелось служить и работать, были очень разными: суровыми и нежными, благозвучными и не очень, но часто в них проявлялся и характер самого корабля, и отношение к нему экипажа, да и просто возникали различные ассоциации, навеваемые звучанием имён. Итак,
Крейсер "Свердлов".
Крейсер - это эталон корабельной службы, это "чистейшей прелести чистейший образец" морской организации. Курсант, проходящий на нём практику, похож на начинающего художника, рисующего эскиз античной статуи в рамках обязательной программы живописи. Поэтому Свердлов вопреки реальности всегда представляется мне немножко Давидом.
Учебные корабли "Гангут" и "Бородино".
Героические названия, но оставшиеся в памяти тёплыми и добрыми, хотя и суровыми. Впервые увиденные холодные и жаркие страны, первые "дары Нептуну", первое ощущение реальной профессии после скучного школярства.
После выпуска из училища пошла длинная цепочка номерных подводных лодок: Б-49, С-191, Б-79...
Не очень романтично называть своих любимых по номерам, правда? Сегодня уже всем подводным лодкам дают собственные имена, а тогда большинство обходились цифрами. Кроме одной.
Пл "Псковский комсомолец"
Мы гордо называли себя псковичами, а вся бригада завистливо говорила "скобари". И повод для зависти действительно был. Наши шефы, псковский горком комсомола и предприятие Псковхимлегмаш, подкидывали экипажу подарочки в виде телевизоров, музыкальных инструментов и разных прочих мелочей. А какие комсомолки приезжали к нам ежегодно на день рождения корабля!
Плавбаза "Louhi"
Это был не мой корабль. Эта финская плавбаза торпедных катеров заходила с визитом в Ригу, а меня на неё посадили в качестве лоцмана. Никакого понятия о работе лоцмана я не имел, действовал по наитию, натворил массу ошибок, но всё же ошвартовал этот пароход у пассажирского терминала. Был я тогда молодым лопоухим лейтенантом и созвучие Лоухи - лопоухий так и осталось у меня в памяти. Кстати, это был раритет, бывший русский ледокол 1906 года постройки. Название переводится как "скала".
Т/х "Рижский залив"
Фактически баржа, на которой я начал свою карьеру в торговом флоте. С её именем связана забавная история. Через месяц после начала моей работы на судне спустили флаг СССР, подняли флаг Латвии, и соответвтвенно перевели на латышский название - "Rīgas Līcis". Возили мы тогда уголь из Таллина на эстонские острова. И вот, оформляя по своей должности 3-го помощника капитана отход судна в конторе порта Ромасааре, я услышал дружный смех всей конторы над судовыми бумагами. Оказывается, по-эстонски Līcis очень созвучно с названием женщины лёгкого поведения. Я пересказал этот анекдот в пароходстве, он тут же дошёл до нужных национально настроенных, ушей, была там отдельная песня, впрочем, это к теме не относится.
Теплоходы типа река-море "Cēsis", "Ķegums", "Rēzekne", "Kraslāva".
Все они были названы по имени латвийских городов. Не припомню ничего выдающегося, связанного с их именами. Нормальная, довольно спокойная работа, в основном краткосрочная, на подменах, всё в порядке.
MV "Bremer Import"
Здесь уже работёнка шла на износ. Первая иностранная компания, первое знакомство с потогонной системой и сокращённым экипажем. Домой после рейса все возвращались измотанными, поэтому некоторые матросы звали его "Бремер Импотент" и отказывались возвращаться на повторный контракт.
MV "Pernille"
Первое моё судно с женским именем. Скандинавским. Мне оно нравилось до тех пор, пока капитаном не стал голландец Ганс. После чего почти для всего экипажа пароход превратился в "педриллу" и начались разные неприятности. Я продержался с Гансом два месяца и уехал домой в плановом порядке. Сменивший меня старпом получил инфаркт уже через месяц, следующего Ганс выгнал ещё раньше, потом я перестал следить са судьбой судна.
MV "Nora"
Это самое замечательное имя из моей коллекции. Краткое, как тост на охоте, и нежное, как
канадский чёрный бархат в зимний вечер. Моя жена, увидев это судно, изрекла: "Нора должна быть голубоглазой блондинкой, а эта - рыжая!" Корпус парохода действительно красили в радикальный оранжевый цвет, но это по-моему лишь придавало ей задора и шарма.
MV "Neva Trader"
Первое капитанство, как первая любовь. Почти четыре года я лелеял и берёг эту свою девочку. А расставшись, оставил себе "Неву". Судно до прошлого года работало на Дальнем Востоке под безликим именем "Trader".
MV "Fri Star"
Читалось как Фри Стар, от фамилии норвежского основателя компании Friman. Должно было означать "свободная звезда". Но англичане по правилам своего языка произносили как Фрай Стар, что звучало как "жареная звезда". Вот с таким каламбуром и работали.
MV "Sunrana"
Имя должно было означать что-то солнечное и яркое. На самом деле это был самый убитый и дряхлый пароход в моей карьере. Сегодня бы я ни за что не вышел на нём в море, но тогда был моложе, пытался кому-то что-то доказать... Хотя капитанская каюта там была самая шикарная, вся отделана красным деревом с резьбой и финтифлюшками. Вот таков был блеск и нищета той куртизанки. Дотянул её до ремонта и ушёл из компании.
MV "Jaco Stove"
Ну что за манера у норвежцев давать судам имена по фамилии владельца? Stove - это "печь" по-английски. Опять вопросительные взоры властей. И так-то работали в экваториальной зоне в районе Сингапура, кондиционер постоянно ломался, а тут ещё натуральная печь в названии. Чересчур жарко.
MV "Jaco Carrier"
Опять-таки, первое слово должны произносить "Яко", от норвежского имени "Якобсен". Но сплошь и рядом дразнили обезьяньей кличкой Джако. И только испанцы вежливо звали Хако Кариер.
MV "Onego Voyager"
"Онегин, я скрывать не стану..." пелось каждый раз при звучании этого имени. И Вояджер - тоже сурово, красиво, по-мужски. И всё же, женские имена судов мне милей.
MV "SCM Tepuy II"
Тепуй - очень неважно звучит по-русски. Тепуй тебе на язык! На самом деле Тепуй - это красивая столовая гора в Венесуэле. Для латиносов это романтично. А для нас... Впрочем, экипаж был из одних черногорцев, у них это звукосочетание не вызывало никаких эмоций, специально спрашивал.
MV "Safmarine Douala"
Дуала - это крупнейший город и порт Камеруна. Туда мы тоже заходили, как и во многие другие порты Западной Африки за какако-бобами и красным деревом. Увы, я не Себастьян Перейра, те края мне категорически противопоказаны как по моральным, так и по физическим причинам. Хотя материально было вполне. Но ассоциации с названием этого судна при всём желании не могу окрасить в позитивные цвета.
MV "Thor Svendborg"
Популярен языческий бог Тор у скандинавов, множество мужчин и пароходов с этим именем бороздят, рассекают и ковыляют по всему свету. Этот застрял у Мальты, спутав якорьцепи, а я летел туда подменять капитана-китайца, которому оторвало палец в борьбе с этим явлением. Мой последненький. Теперь даже нельзя сказать "крайний", увы...