Мой рейтинг морских портов.

Mar 07, 2014 12:32



Когда морское судно заходит в иностранный порт, на его борт приходят с визитом представители местных властей. В первую очередь ещё при подходе к порту поднимается лоцман. После швартовки к причалу судно оформляют по своим внутренним правилам пограничники, иммиграционные, санитарные власти, государственный портовый контроль, различные проверяющие и инспектирующие. Затем наступает очередь стивидоров, которые будут заняты грузовыми операциями и сюрвейеров, которые будут за ними наблюдать. Потом обычно появляются представители компаниё, снабжающих топливом, принимающих омазученные воды и мусор. В самом конце очереди толпятся шипчандлеры, которые предлагают свои услуги по снабжению судна водой, провизией, всяко-разными колониальными товарами и, конечно же, табаком и алкоголем.
   Основная нагрузка по работе с властями падает на капитана. Общаясь со всеми этими людьми, быстро изучаешь их нравы и обычаи, знакомишься с местным менталитетом. И за годы работы выстраивается рейтинг портов захода. Мой личный список таков.
  Самые дружественные морякам порты - скандинавские, голландские, бельгийские и британские. Как правило все власти разом предсавляет в одном лице судовой агент, который быстро заполняет нужные бумаги и исчезает до отхода судна, если не появляются какие-то специфические нужды. Тихо, спокойно, удобно.
   Лишь чуть хуже немцы со своей "Вассерполицай" и французы со своими меркантильностью и плохим английским.
   Порты США достают особенными американскими правилами, драконовскими штрафами за любое нарушение, офицерами береговой охраны с полномочиями диктаторов и фантастически разгильдяйскими стивидорами-латиносами, а также обкуренными неграми.
   В Канаде слегка получше, чем в США, из-за пониженного уровняпоследнего фактора.
   Средиземноморские страны Европы уже придают портзаходам горький привкус бестолковщины, "маньяны", сиесты и криминала. Бюрократия там начинает заметно править бал, что выражается в требовании абсолютно ненужных документов (я встречал свои же декларации, выброшенные в урну недалеко от трапа судна), но пока ещё с незначительными проявлениями коррупции. Тут запросто могут выставить неадекватное требование по ремонту или снабжению судна с настойчивым предложением компании, которая всё быстро устроит. С этим можно побороться до какого-то предела, но не до конца.
   Латинская Америка и Карибы берут худшие традиции как от США, так и от Испании, в результате чего получается адская смесь. Светлое пятно на этом фоне - Тринидад. Богатые, расслабленные, лёгкие и пританцовывающие пофигисты абсолютно не напрягают без нужды.
   Россия - особый случай. Очень много схожего с Латинской Америкой, но воспринимается с одной стороны легче из-за лучшего взаимопонимания, но с другой стороны более остро из-за чувства "за державу обидно". Можно на доверии разрулить сложный и дорогой вопрос, но могут и кинуть на ровном месте. Однако, заметная положительная динамика с девяностых до нулевых всё же происходила на моих глазах.
  Полный аут и отстой - это Африка, вне всяких сомнений. Хотя и Африка неоднородна. От более-менее приличных Туниса, Марокко и Египта (хотя в портовом Египте на мой взгляд сосредоточена самая отвратительная порода арабов), до совершенно отстойных Либерии и Нигерии. Как вам насчёт штрафа в 1500 долларов за незадекларированный пузырёк йода? Обошлось, правда в 300 без оформления. За анальгин можно вообще в тюрьму сесть. Поборы неимоверные на каждом шагу. Коррупция и вымогательство за всё и внаглую. Достать ничего невозможно. Работать не хотят. Воруют всё, что не прикручено. У меня на глазах стивидор выкручивал из палубы босой пяткой бронзовую пробку мерной трубки, которую боцман затягивал специальным ключом. Ну, и зайцы - это особая история, о которой даже не хочется начинать разговор. Никакие крокодилы-пальмы-баобабы, никакая экзотика и впечатления не компенсируют нервный стресс от таких заходов. Что-то хотел добавить позитивного... а, вспомнил! Ливия при Каддафи была вполне приличной страной. Срач, конечно, и разгильдяйство. Но люди, полные достоинства и никакого воровства и вымогательства.
  Ну, и последнее место в моём личном рейтинге, увы, занимает Украина. Не то, чтобы там сильно хуже, чем в Нигерии. Но гаже, ибо опять-таки обидно за своих. Вытягивание денег за каждую мелочь поставлено на поток. Помню, один пограничник на меня и так, и эдак наезжал, используя отработанные приёмы. Не вышло, поскольку я был заранее проинформирован об этих штучках. В конце концов отвёл меня в сторонку и просто признался, что если не отстегнёт с моего судна начальнику 50 баксов, то его выгонят с работы. Дал. А что делать? Мне выпало как-то простоять в Мариуполе долгих две недели под погрузкой. Это был кошмар неимоверный, наверное худший мой опыт за всю жизнь. Притом, что ничего экстраординарного не произошло, никаких аварий, поломок, болезней или даже грузовых проблем. Всего лишь общение с мариупольским портом и его обитателями.
   И вот теперь, следя за событиями на Украине я вспоминаю те времена и очень хорошо понимаю людей, которых достала эта система. И мне безумно жаль, что столько умных и достойных лучшей жизни людей, загоняют себя ещё в больший тупик и безнадёгу.
   

море, жисть, былое и думы, геополитика, морские происшествия

Previous post Next post
Up