19 декабря король прибыл в Лаис, старый замок в шести лигах от Дорпта, который он выбрал для своей главной квартиры. Его войска были расквартированы поблизости от границы: барон Спенс в Загнице, полковник Шлиппенбах - в окрестностях Мариенбурга, а полковник Альбедибл - в Ронненбурге. Для своих магазинов король счёл достойным местом Вольмар.
Ещё немножко о случившемся в этом месте зимой-весной 1700-01 г.г. с иллюстрациями из современных картинок.
Вообще-то надо сказать, что замок Лайузе основан в XIV веке и повидал достаточно на своём веку. Владел им и Ливонский орден, и поляки, и шведы, и русские. Но сегодня речь пойдёт о последнем военном эпизоде, связанным с этим замком, когда после Нарвской победы Карл XII остановился здесь на всю зиму.
В конце декабря граф Гискар, посол из Франции, прибыл в Лаис, и немедленно имел весьма любезную аудиенцию у Его Величества, которого он поздравил от имени своего короля с победой под Нарвой.
Зимовка в Ливонии для шведов была тяжёлой. Солдаты жаловались на тесноту в ветхих хибарах, где им приходилось ютиться. Среди войска распространялись инфекционные заболевания. Не избежали заразы и высшие чины. Адольфус Джон Стегеборг, принц крови, умер в Лаисе от "пурпурной лихорадки" 25 марта 1701 г., его тело перевезли из Лаиса в Ригу, а затем в Стокгольм.
Для того, чтобы занять солдат, Карл устраивал потешные штурмы снежных крепостей. Но зимой велась и настоящая "малая война" с русскими. Как шведские, так и русские отряды неоднократно посылались для диверсий на территорию противника. Шведы даже пытались взять Печерский монастырь, но смогли только сжечь посад.
В феврале над Лаисом возник необычный небесный феномен. Это были два солнца, окруженные разными дугами и составляющие форму двойного Х. Невежественные и суеверные немедленно объявили это чудом, и были некоторые, кто попытался использовать рассказ о нём как возможность приближения ко двору Короля, который только посмеивался и называл их мечтателями со слишком тонкими чувствами и слишком поспешным толкованием чудес.
Здесь же Карл XII получил петицию от шведских дам, которые просили разрешения в течение года носить иностранную одежду, которую ранее король запретил во всех своих владениях для того, чтобы защитить интересы шёлкового производства, несколько лет назад учреждённого в Стокгольме. Петиция была манерно и витиевато изложена в стихах, и несмотря на то, что король не был телесно увлечён женщинами, у него хватило, однако, галантности, чтобы несмотря на финансовую выгоду от закона, он положительно ответил на прошение в весьма грациозном стиле, что вызвало ещё одну поэму с выражением благодарности.
Силы армии всё таяли от болезней, Карл был вынужден вызвать 12тыс. новобранцев из Швеции. В середине мая пополнение прибыло в Ревель. К весне отступили и эпидемии. Король снялся с зимних квартир в день своего рождения и
начал марш к Риге. Слава непобедимого будет следовать за королём-полководцем ещё долгие восемь лет.
У замка обнаружен интересный стенд, в котором восхваляются польские времена Ливонни, при которых местные жители под сенью орла Речи Посполитой и католической церкви наслаждались гораздо большими благами, чем под шведским львом. Фантазия сразу нарисовала целый ряд противоречивых текстов на эту тему, которые имели бы законное право находиться рядом :)
Ну, а мы также снялись с паркинга у замка и проследовали далее, открыв купальный сезон этого года неподалёку на Чудском озере.