Господа Офицеры - Голубые Князья или Гусары - Народ Грубый

Sep 26, 2012 15:27


Душа этого человека проглянула на минуту,
как выглядывает иногда лицо злодея
из окна почтенного буржуазного дома.
О. Генри
Вот так же и среди исторических документов проглянется иногда такое, что вводит в когнитивный диссонанс любого современного человека, отягощённого историческими стереотипами.

Комендант шведского Дерпта, 54-летний полковник Карл Густав Шютте отличался вздорным, грубым и кляузным характером. Документы запечатлели его многочисленные дрязги и жалобы. В случае военных неудач он пытался свалить вину на своих подчинённых. Постоянно конфликтовал он и со своим непосредственным начальником, генерал-майором фон Шлиппенбахом.
Но один случай оказался совершенно за гранью нынешних традиционных представлений о взаимоотношениях среди офицерства и дворянства галантного века.
Дело было в 1701 году. Майор Йохан Киннейрд привёл в Дерпт отряд солдат из Риги и Пернова и, как положено, представил коменданту список прибывшего личного состава. Неясно, что вызвало гнев полковника, но он в присутствии многих других офицеров разорвал этот список и отдал его капитану Монпенну для возвращения автору с предложением тому "подтереть этими клочками свою задницу", а если майора Киннейрда это не устроит, то показать ему дорогу в крепостную тюрьму.
Оскорблённый майор подал жалобу губернатору Лифляндии с просьбой назначить по этому поводу судебное разбирательство и перевести его к другому месту службы. Неизвестно, состоялся ли суд, но вторая часть его просьбы была удовлетворена и майор, а впоследствии подполковник в дальнейшем числится в гарнизоне Нарвы в должности начальника крепостной артиллерии.

Во время штурма Нарвы в августе 1704 года подполковник Киннейрд погиб от мушкетной пули.
А сварливый полковник Шютте, сдавший в том же году русским войскам свой Дерпт, дослужился до генерала, вице-губернатора провинции Сконе, получил баронство и умер в своей постели на 71-м году жизни.

жития замечательных людишек, мыслишки, Северная война, людэ, 18 век, Ливония, исторический материализм

Previous post Next post
Up