Митавская крипта. Несколько исторических штрихов.

Jul 01, 2012 22:30

"И когда караулы наши стали у шведов принимать, тогда под церковью в погребе, где кладутца тела князей курляндских, увидели наши, что их тела из гробов выброшены и ограблены. Что видя не сменили, но призвали полковника Кноринга, у которого взяли во свидетелство писмо, что его люди то зделали, и потом приняли все караулы".



А дело было так.
12 августа 1705 года русская армия, убедившись, что не смотря на победу при Гемауртгофе месяцем ранее шведская армия генерала Левенгаупта оказалась неспособна защищать Курляндию и ушла в Ригу, выступила к Митаве.
Через два дня к армии приехал царь. Под его умелым командованием закипели осадные работы. Солдаты вязали фашины, копали апроши.

Здесь произошло проявление галантности между неприятелями. Русские потребовали у шведского гарнизона замка не стрелять из пушек по городу и не разрушать домов мирных жителей. Шведы согласились, с условием, чтобы осаждающие не вели атаку крепости со стороны города. На том и порешили.


К концу месяа к русским подошла осадная артиллерия, вечером 2 сентября после того, как гарнизон отклонил последнее требование о сдаче, начали бомбардировку крепости из пяти мортир. Двенацати часов бомбардировки хватило для того, чтобы шведы подали сигнал о сдаче.

Во время приёма замка по капитуляции и произошёл тот случай, который описан в вышеприведённой цитате из "Гистории свейской войны". Шведские солдаты перед тем, как покинуть крепость, захотели поживиться самым ценным, что в ней оставалось. Видимо, мысль о том, что "война всё спишет" существовала и в те времена. Ограбление герцогской гробницы было настолько вопиющим святотатством, что во избежание исторических претензий было документально подтверждено двусторонним приёмо-передаточным актом.

В настоящее время эти герцогские гробы, пополненные представителями ещё одной курляндской династии, можно видеть в подвале Елгавского дворца.



В зловещей тишине, прохладе и мраке лежат потомки великих рыцарей.



Здесь же небольшая экспозиция, рассказывающая об их деяниях.



В этом гробу покоится самый знаменитый из герцогов, при котором маленькая Курляндия располагалась на трёх континентах.



От каждой детали украшений веет одновременно суровостью и изяществом.



Непередаваемая аура таинственности заполняет каждый уголок гробницы.



Вот и ещё одна ниточка протянулось из нашей повседневной жизни в жестокий и галантный восемнадцатый век.

P.S. Верхнее фото, конечно же, не 1705-го, а 1933-го года, когда производилось вскрытие гробов в научных целях. Но, думаю, что картина была похожей.

Курляндия, Северная война, 18 век, поездочки, исторический материализм, прогулка в прошлое

Previous post Next post
Up