По планам, храм займёт больше половины сквера.
Снимок и рисунок с сайта
E1 Вчера завершилось противостояние горожан Екатеринбурга и «сильных мира сего» - местных олигархов и епархии РПЦ. Можно делать выводы. Выводы промежуточные, потому что не закончена не то что эпопея со строительством церкви им. св. Екатерины в центре города, но и даже текущий эпизод - стройка в сквере на Октябрьской площади. Работы приостановлены, идёт подготовка к (по словам «свадебного» мэра города А. Высокинского) «опросу жителей».
История эта началась давно и далеко не закончена, впереди опрос общественного мнения, а может быть и городской референдум - посмотрим. Пока что можно сделать промежуточные выводы. Конфликт горожан с «бизнесменами», местными властями и РПЦ неплохо показал, кто есть кто в городе.
Сколько людей ходит в церкви
Немного статистики касательно числа жителей, на деле исповедующих православную веру.
По официальной статистике ГУВД, в Рождество и Пасху храмы области посещают в среднем 60 тысяч человек. Максимум по численности участников зафиксирован в июле 2018 года - 100 тысяч человек приняли участие в крестном ходе в связи со 100-летием расстрела Романовых. Считаем: из 4,3 млн. официальных жителей области в крупнейшие праздники в церкви ходят 60-100 тыс., это 1,4-2,3%. Стоит ещё вычесть из числа прихожан паломников, приезжающих на праздники в Храм на Крови и в монастырь Ганина Яма, но таких данных нет, да и вряд ли это больше малой доли процента.
По данным ИАЦ Сова, в 2018 г. на Рождество по всей Свердловской области в храмы пришли
чуть меньше 70 тыс. чел, в 2017 г.
на Пасху - 80 тыс. (у них нет данных по Свердловской области на 2019 год и пасхальных на 2018). Население Екатеринбурга составляет немногим больше трети населения области.
Итак, всего от 1,4 до 2,3% людей ходят в церкви даже в главные праздники, даём фору (округляем в большую сторону), результат - в действительности меньше 3% населения исповедуют православную веру.
История со стройкой
Некрасивая история со строительством началась около 10 лет назад. Сначала храм св. Екатерины сотрудники епархии хотели построить на площади Труда. Когда план строительства был опубликован и его одобрили «общественные» слушания, на которых присутствовали преимущественно сотрудники городской администрации и прочие бюджетники, а для пришедших горожан мест почти не осталось, горожане воспротивились и в апреле 2010 г. один из местных оппозиционных политиков (Леонид Волков) организовал митинг (
Жители Екатеринбурга провели митинг против строительства храма // Polit.ru), на который пришли, по оценкам, от 2 до 5 тыс. чел. - по головам никто не считал, на асфальтированной площадке между лестницей и памятником Татищеву и де Генину люди не поместились, стояли на тротуаре в три стороны, в сквере, на ступенях лестницы.
Через 2 месяца, в июне 2010 г. оказалось, что (по словам главы екатеринбургской епархии о. Викентия) епархия не подавала и не собирается подавать заявку на строительство. От этого все непричастные к строительству были в полном недоумении - кому тогда нужно было застроить сквер? (
Площадь Труда останется без храма // Вечерние Ведомости)
В 2016 году был опубликован проект о строительстве храма св. Екатерины в заливе городского пруда напротив ККЗ «Космос». В ответ на такое в городе несколько раз проходили стихийные акции «Обними пруд», активисты и неравнодушные горожане делали запросы в гос. органы о законности строительства. Велась подготовка, но стройка была отменена политическим решением.
В 2018 г. зашла речь о строительстве уже на Октябрьской площади, тоже на месте сквера. Снова общественные слушания прошли с технической невозможностью посетить их общественностью (к открытию дверей для публики зал уже полон, это такая дурная «традиция» для резонансных проектов). Одобрение как бы «общественности» на таких слушаниях, разумеется, снова было получено. Теперь проходили флешмобы «обними сквер» и концерты со сборами подписей в защиту сквера, организованные разными людьми.
Конфликт
Закономерно, что, когда в понедельник 13 мая участок сквера за ночь внезапно огородили забором, это вызвало активный протест. В тот же день в сквер пришли несколько тысяч человек, особо безбашенные повалили ограду и несколько её секций сбросили в воду. Люди гуляли по огороженной только что части сквера. То же повторилось во вторник, затем в среду и четверг, хотя уже без сноса ограды: ограду охранял ОМОН, и под этой охраной строители поставили капитальный забор. Люди перекрывали улицу, непрерывно гуляя на пешеходном переходе, и требовали мэра, губернатора и митрополита. Из официальных лиц, несмотря на требования, до четверга никто не появился. В среду приходили несколько священников, причём только один в форме (в рясе) - Максим Миняйло. По его собственным словам, он приходил и во вторник. (IMHO не он должен был придти разговаривать, а его непосредственный руководитель митрополит Кирилл).
Из системной оппозиции отметилась только КПРФ, в понедельник пришли, помахали флагами, но слились на второй день: то ли городское отделение получило команду, то ли им не понравилось неприятие политических лозунгов людьми.
По словам политолога Дмитрия Москвина, строительство на площади Труда в 2010 году инициировали митрополит и губернатор, на пруду в 2016 и на октябрьской площади в 2018 - руководители крупных промышленных корпораций и губернатор. Не было ни сбора подписей с инициативой построить новый собор в центре, ни акций поддержки строительства вплоть до событий этой недели. От себя добавлю: «руководители крупных промышленных корпораций» - это основной владелец Русской медной компании И. А. Алтушкин (его инициатива - строить храм на воде) и УГМК А. А. Козицын (совместно с Алтушкиным запланировал построить храм в сквере).
Во всей истории есть один странный момент: люди раскопали, что строительство храма в сквере привязано к долгострою через дорогу, который заморожен из-за иммунитета соседних зданий - «объектов культурного наследия». Мне странно, что, несмотря на документы, Е. В. Ройзман отрицает эту связь, а он хорошо знаком с застройщиком долгостроя.
Там много лет стоит бетонный забор и недостроенное коммерческое (офисное) здание. Согласно опубликованной отсканированной документации, храм относится к учреждениям социального и культурно-бытового обслуживания жилого комплекса, наверное за счёт этого авторы проекта рассчитывают снять ограничения на строительство с объектов культурного наследия:
Подробнее -
у Кураева, он ссылается на Facebook Александра Лунина, но там пост удалён.
Возможно, Ройзман прав, прямой связи тут нет, а храм - «подарок городу» от меценатов.
Два митинга в поддержку храма под названием «молебны» были явно искусственными: участников привозили на автобусах - по словам Максима Миняйло, они хотели участвовать, но не могли дойти пешком. Классическое лукавство. Для сравнения: мои знакомые, живущие в районе УНЦ, с акций в защиту сквера уезжали сами, им такси до дома никто не оплачивал. Аппаратуру в пятницу музыканты принесли свою, уже было понятно, что разгонять их ОМОН не будет.
Поведение местных политиков
Некоторые депутаты городской думы приходили в сквер с первого дня.
Мэр города А. Высокинский, являясь «свадебным мэром», который согласно городскому уставу ничего сам не решает, пошёл на диалог с людьми только после указивки «сверху».
Реально влияющий на городскую политику В. Г. Тунгусов не вмешивался, он уже три года является руководителем администрации губернатора области. Да и он предпочитает «не светиться» на публике, стиль такой.
Губернатор Свердловской области Е. Куйвашев до высказывания Путина отсылал всех в администрацию города, мол, не его компетенция. Это при том, что он является одним из инициаторов строительства. В среду его «поймал» в ресторане в Ельцин-центре местный политический активист и попросил поговорить с людьми, тот ничего конкретного не ответил, а выйти к людям (достаточно было пройти 200 м) отказался.
В четверг на одной из пресс-конференций в Сочи журналист спросил Путина про митинги в Екатеринбурге, президент ответил как не разбирающийся в теме человек (и это нормально, если президент страны будет влезать во всё, что происходит в каждом крупном городе, на собственную работу у него времени не останется).
Только после слов Путина, который вряд ли бы стал высказываться, если бы его не спросил журналист, местные чиновники зашевелились.
В тот же день Высокинский устроил встречу с 8 случайными людьми, которая, разумеется, ничего не дала. Кувайшев молчит. Е. В. Ройзман выпустил видеоролик и вечером пришёл в сквер.
После этого на митинге стали отмечаться местные политики - как будто ждали команду Путина.
На следующий день отметились несколько депутатов облдумы и госдумы. Пришёл Высокинский, стал обсуждать встречу с активистами, чтобы остановить конфликт.
Занятная подробность: именно с этого дня полиция устроила КПП на входе в сквер с серьёзной проверкой на проносимые предметы. Возможно, совпадение, а может быть это связано с посещениями чиновниками митинга. IMHO связано, потому что КПП был снят после ухода последнего из «посетителей».
Политические выводы
Местные действующие политики кроме редких исключений показали своё лизоблюдство перед боссами и презрение к горожанам. Только после путинского слова пошли на диалог с людьми.
Ройзман своим трёхдневным молчанием поставил себя в дурную позицию, теперь к нему нет больше кредита доверия, вряд ли теперь у него будет поддержка большинства. Ему надо было придти во вторник - за сутки можно было успеть разобраться, что это стихийный протест нормальных людей, вызванный наглостью бонз. (Сомневаюсь, но может быть он слишком доверял Алтушкину или просто не хотел портить с ним отношения?) Если же он принципиально не хочет больше заниматься политикой, непонятно, зачем вообще выступил. Как минимум для меня, голосовавшего за и работавшего наблюдателем от него, Ройзман теперь «политический труп».
Кувайшев продемонстрировал, что он трус, не желает ни за что отвечать и без путинской команды сделать ничего не способен, его роль - преферансный «болванчик».
Высокинский что-то пытался делать, но он просто не способен на адекватные действия без внешней поддержки.
Руководитель Екатеринбургской и Верхотурской епархии митрополит Кирилл показал то ли трусость, то ли высокомерность (не вышел поговорить с людьми, отправил подчинённого, который и сам хотел вести диалог). Судя по высказываниям митрополита в прессе, он презирает жителей города.
Прочие выводы
- Среди горожан постепенно растёт самоорганизация.
В первый день «прогулка» практически самоорганизовалась: активисты, позвавшие людей - это организаторы самодеятельных мероприятий, а не политики. Дальше тем более никакой организации не было, люди пришли вообще без организаторов. В сквер пришли свободные самостоятельно мыслящие люди, которым нравится гулять в красивом месте и не нравится, когда кто-то решает их жизнь за них. - Провокаторы были. За счёт адекватности окружающих провокации не дали результата.
P.S. Я не ожидал, что настолько много людей не умеют внимательно читать. Повторяю: Провокаторы были, они были каждый день и пытались как создать повод для арестов, так и дискредитировать людей.
Благодаря разумности людей провокации не возымели действия помимо постов пристрастных блогеров и публикаций журналистов, позорящих профессию.
- Городская полиция и ГИБДД в частности показали себя с хорошей стороны. Не имея никакого приказа, пытались удержать ситуацию в мирном русле, по большей части это удалось. ЧОП, охранявший стройку, действовал идеально. Его сотрудники спокойно охраняли ценное имущество, не реагируя на провокации и на порчу ограды.
- Инициатор стройки продемонстрировал своё неуёмное желание «причинить добро» горожанам.
- Практически все медийные люди ~50 и старше продемонстрировали полное непонимание современного общества. Например, Шахрин настойчиво искал манипуляторов, не находил и выдумал невидимых профессиональных политтехнологов и прочую шушеру. Ему в голову не пришло, что это протест свободных мыслящих людей, которых ни за какие деньги и никакими политтехнологиями на митинг не заманишь. Его пример показателен потому, что он сам в конце прошлого века был среди протестных молодых людей.
- Интернет-провокаторы и записные тролли показали себя во всей красе. Несколько блогеров написали о «титушках», протестующих против храма, только на деле привезённым на автобусах был митинг-«молебен за храм». Эпична подпись к фотографии машин «кофе на вынос», которые торгуют в этом месте с весны по осень: один популярный блогер подписал её как «пункт питания» с прозрачным намёком на бесплатность - видимо, у него воспалилось богатое воображение, а может просто деньги, получаемые за посты, не пахнут.
Главный вывод
Люди, поймите! Если вы не занимаетесь политикой - придёт момент, когда политики, присвоившие власть, займутся вами.
Этот момент уже пришёл. Вами давно занялись, просто теперь это вылезло наружу.
P.S. Рекомендую адекватные мнения:
«Они просто хотят сквер и не хотят храм!»
Екатеринбург. Противостояние. | Ройзман и Эта история - не про веру
P.P.S. Меня стали обвинять в том, что я манипулирую статистикой, мол, многие люди не ходят в храмы потому что там давка. Мой ответ: дайте реальные цифры, без надёжных источников любые утверждения являются только личным мнением, которое наряду с личным опытом не является аргументом в серьёзной дискуссии.
Подборка информации.
Я обнаружил фактические ошибки и внёс несколько исправлений.