Schussangst Цинцадзе

Oct 21, 2006 02:29

Посмотрел только что по телеку "Schussangst" ("Боязнь выстрела") Дито Цинцадзе. Уже в третий раз. Когда смотрел впервые, еще ничего не знал о режиссере, но не смотря на немецких актеров, немецких героев и немецкий язык, манера Иоселиани сильно бросалась в глаза. Заглянул в интернет, а режиссер и в правду оказался не только грузином, но и учеником Великого Отара.

Как и в большинстве фильмов Иоселиани (из тех, что я видел) действие происходит как бы по кругу. Герой снова и снова обыденно попадает в одни и те ж е места, где встречается с одними и теми же людъми. Такой многослойный пирог. Главный герой - молчаливый замкнутый аутсайдер, отбывающий альтернативную службу, развозя обеды нуждающимся. Среди них ветеран войны и бывший снайпер, стареющая проститутка "на лицо ужасная, добрая внутри", всевозможные старушки. Парень больше похож на потеряных одинких старушек, чем на своих сверстников. Как будто он свое уже отжил и лишь доживает жалкий остаток. Он совершенно пассивен, когда панки на его глазах разворовывают его фургончик с едой, и лишь разводит руками.

Как известно, в каждом фильме должна быть Женщина и должен быть Выстрел. Как правило, эти вещи еще и взаимосвязаны. Когда в фильме Цинцадзе появляется Женщина, а вместе с ней появляется Соперник, наш пацифист начинает свою личную войну. Вдохновляют его на эту войну прежде всего люди, совершенно в ней не заинтересованные: сам Соперник, читающий лекции о преодолении Страха, "преграждающего путь к щастъю", и полицейский следователь, подозревающий больше, чем следовало бы, и своими подозрениями не только предвосхищающий, но и направляющий события. Пацифист постепенно превращается в Стрелка.

Помимо основной любовно-детективной линии, в фильме масса прелестных деталей, напрямую к развитию действия не относящихся, но составляющих дополнительный образный слой, почти вытесняющий по значимости "основное" действие или как минимум придающее ему объем и многомерность. Именно этот слой отличает фильм Цинцадзе от множества конвейерной любовно-детективной продукции, производящейся немецким, да и всеми прочими телевидениями. Тут и сморчок-следователь (сморчок и в переносном, и в буквальном смысле - все время сморкается, простужен), и сосед - фанат Северной Кореи, уставивший квартиру статуэтками Ким-Ир-Сена и самозабвенно танцующий под пионерскую музыку, и обаятельный уголовник-торговец оружием, выучивший немецкий в тюремной библиотеке по романам Томаса Манна, с безупречными манерами и интеллигентной речью, и "мертвый человек", проводящий свободное время, расслабленно плавая на спине вдоль реки в полном военно-водолазном обмундировании и глядя в ночное небо в ожидании нового всемирного потопа.

Когда Соперник, он же Цель Стрелка, неожиданно сам покидает сцену, Женщина как будто теряет интерес к Стрелку и сама становится жертвой его неизрасходованной боевой прыти. По первому просмотру все казалось просто. Женщина его использовала, а когда надобность отпала - бросила и фильм, казалось, о "женской коварности". Сегодня я понял совсем другое. Женщина использовала его до конца. Чтобы умереть. Слишком осмысленно, по-самурайски сделала она в своей по-японски оформленной комнате шаг навстречу окну, за которым ждал Стрелок (не зря же на протяжении всего фильма она усердно тренировалась в кен-до - традиционном японском фехтовании на мечах). Слишком уж нарочито, рассчетливо и целенаправленно доводила она его до белого каления своим безразличием, зная что он "вооружен и очень опасен". Удостой она его хотя бы прощального объяснения, Стреолк бы снова превратился в Пацифиста. Под этим углом зрения ее образ преобретает совершенно иные, трагичные черты.

Страница фильма

Кино

Previous post Next post
Up