Про прохождение границы я уже писал, это та еще песня была!
Про весь остальной процесс скажу - вернулись, все живые-здоровые, прошли правда не все, что хотелось, но от того не менее радостно :)
Остальные многа букафф под катом, но их там реально очень много, так как писалось на месте, в основном во время переездов в бусе, и получилось похоже на дневник.
Вобщем, после границы мы летели под 130, не жалея подвески. Получили несколько чувствительных ударов, так что казалось - остались без колес, но до Москвы добрались вовремя - успели покушать борща (который Кэп пол ночи для нас варил) и через пробки прорвались к вокзалу за 1,5 часа до поезда.
Там встретились с Дудаевым, который бичевал по городу в ожидании своих. Они, кстати, отписались о прохождении границы около 6 вечера, таким образом для них это вылилось в сутки потерянного времени.
Загрузились нормально, вагон попался старого типа, без новомодных надстроек, мешающих жить водникам и другим любителям длинномерного багажа. Да и водников на наш вагон больше не нашлось - были пара групп горников, пара групп пешеров. Ехали в общем тихо и спокойно, кроме станций с пивом и закусками - никто нас и не беспокоил :) Разве что Филин иногда вспоминал свое железнодорожное прошлое и уходил в нирвану, общаясь с проводником... Да на меня накатило что-то, когда Кэп запел одну из своих коронных песен, а рядом как раз сидели Витька с Анькой и Иришка - прям вот и понял - зачем мне эти походы...
В Невинке высадились в час ночи. Тут перед нами стояла задача по регистрации, а точнее - уведомлению о прибытии инос(т)ранных граждан (и не-граждан) в Рассею-Матушку. По уверениям встречающей стороны, местный главпочтамт должен работать круглосуточно. Но, как обычно, где должен - там и не обязан. Пришлось, сидя в бусе, ждать до 7 утра, в надежде. Надежда не пришла. Пришлось ждать до 9, теперь уже в привокзальной шашлычке. Мясо там - конечно, песня! В общем, дождались открытия, да не тут-то было. Оказывается, с февраля вышли новые примочки к миграционным законам и регистрация возможна только на собственника жилья, на простых смертных с пропиской - больше низя. Хорошо, что у нас был второй комплект заполненных бланков, иначе задержались бы еще на пару часов писанины. И еще они теперь требуют оплаты - по два рубля за сутки прибывания, причем оплата может быть произведена только в банке, а сегодня выходной. Пришлось уговорить почтальоншу, что в ближайший рабочий день, 4-го числа к ней придет человек с оплатой и все будет честно-честно! В общем, правдами и неправдами, получили мы заветные печати и наконец уже устремились!
По дороге заехали отметится в местный МЧС, и чуть было снова не влипли - но о нашем появлении был предупрежден местный же ГИМС, и с помощью телефонной связи между этими организациями, вопрос удалось уладить быстро и без эксцессов.
И вот, через 15 часов после выхода из поезда мы подъехали к Лабе, являющейся первоначальной целью нашего путешествия. Сама река пока не представляет из себя - говорят, до сюда никто не сплавляется, вся варка - выше. Зато дорога вдоль нее - опять-таки песня! Река в каньоне, едем над ней метрах в 50, над нами скала до неба, сама дорога - никакого конечно же асфальта - ямы, камни, на пол метра шире машины и никаких бортиков или ограничителей - красота!
По дороге постоянно вылезали из машины - облегчали, т.к. некоторые места были разъезжены на столько, что постоянно цепляли фаркопом...
Со стоянками тут плохо, (по нашим меркам) встали на пятачке - только только для 4 палаток и костра, все между деревьями. Начали проявляться косяки, тоесть домашние заготовки - кто-то забыл дома насос, кто-то не взял костровые крючья, кто-то забыл купить сахар... Но народ был настолько вымотан дорогой, что едва успев покушать - засыпали, с трудом успевая залезать в спальники!
Первый день на воде.
Снова долго ехали вдоль реки, порядка 2 часов - постоянно вылезая и попутно бегло осматривая пороги. Отстапелились и встали на воду около пол-второго, еще немного покатались вокруг поляны, сплавляясь метров по 400 и занося каты обратно наверх. Погода не радовала - солнца небыло, иногда что-то накрапывало, дул холодный ветер.. К слову, такая погода продолжалась весь день.
Первый участок реки, который нам предстояло преодолеть, именовался каньон "Сосновый". До первого порога ("Прощай Родина" или "ПР") было всего несколько минут по воде. Долго осматривали, потом обносили один из катов вниз, на страховку, расставляли морковщиков. Тут же выяснилось, что с собой не взяли ни одного фотоаппарата. Была лишь головная камера Филина, но как выяснилось позже - с севшими батарейками :) Первыми прошли Кэп с Янкой, потом должны были Филин с Янкой, но последней не понравился этот порог и вместо нее пошел Витька. Потом мы с Иришкой - причем она очень хотела идти, но старательно делала вид, что ей страшно - даже повторила три или четыре раза "боюсь, боюсь", но это не сильно помогало - блеск в глазах был слишком сильно заметен :) Честно говоря, порог был достаточно страшен, но маленькая красивенькая бочка метров через 100 после него, с глубиной слива под два метра меня испугала едва ли не больше! Потом обносили страховочный кат обратно, и проходили Витька с Аней. В принципе, все прошло без эксцессов, разве что последний экипаж притопило сильней других, из-за малого объема ката, да мы прошли дальше всех от скалы на правом берегу, задрав левый баллон на скалу выше, чем подсказывало благоразумие - но уж очень не хотелось чесать спинки :)
Следующим порогом был "ПП", или "Пронеси Господи" (так же называемый в народе "Полный Пиздец"). Для просмотра необходимо было перечалиться к другому берегу, метрах в 100 ниже ПР и подняться в горку под углом около 85 градусов, на высоту примерно метров 40... потом пройти по дороге вдоль реки с километр и спустится с аналогичной горки, метров на 20. Страховку решили не ставить, так как эффективна она была бы только после самого порога, а там в принципе и самим можно было выбраться, да и первые прошедшие порог каты страховали бы следующие. Просто решили идти подряд тремя катами (Янка снова не пожелала туда лезть и ей вручили видеокамеру). Обратный спуск к припаркованным катам оказался сложнее, чем подъем - сильно осложнял дело недавно сошедший сель, и лес был покрыт неровным слоем грязи и камней, то и дело срывавшихся из под ног. Вобщем, пошли как задумывали, только с бОльшими интервалами. Кэп прошел кажется нормально, нас прижало в один из карманов на выходе, но Иришка сумела оттолкнутся от стенки, пока я откренивался, и вышли хорошо. А вот третий экипаж занесло на камень на самом заходе и Витьке пришлось вылезти из упоров, чтобы столкнуть кат - а влезть обратно он уже не успел. В первой же бочке, из неуправляемого ката вымыло из упоров Аню и прижимы они проходили уже в воде, держась за кат. Так же, где-то на заходе они потеряли весло, предварительно согнув его почти пополам. Сразу после порога они поймали моркву (но потом отпустили) и с помощью Кэпа нормально сели в упоры. Мы же выловили их весло и все вместе благополучно зачалились примерно через пол километра. Потом я с Филином перегнал его кат - тоже не без приключений :) Немного недоработав на входной бочке мы налетели на камень, который развернул нас и во вторую бочку мы свалились полу-лагом и кормой, да с таким креном, что я уже было подумал - пора испугаться :) Но все обошлось, мы вышли на ровном киле, развернулись почти не задев скал в прижиме, и практически ровно вышли из порога. Говорят, в это время на берегу, наши товарищи успели два раза схватится за голову :) Сплавной день закончился еще через метров 500, в пол восьмого вечера.
Встали на полянке метров 5 шириной, вдоль самой воды, недалеко от уже стоявшей там группы россиян. У них же удалось добыть немного сахара и йода (от которого в аптечке был только пузырек) - в обмен на наших гитаристов. Так что вечером у нашего костра были гости, пелись песни и пился рижский бальзам. Там же нам сообщили статистику прохождения ПП - оказывается, за последние ва дня в нем ложилась каждая вторая двойка, да и четверкам доставалось адреналину! Но нам пугаться уже было поздно :)
Второй день на воде.
Встали около 9, быстренько позавтракали и собрали вещи, радуясь, что сегодня хоть сможем выйти пораньше. Но не тут-то было - москвичи решили утолить жажду фотографирования и ушли снимать ПП. Хорошо, хоть выглянуло солнышко, и мы предались загоранию и всяческому моральному разложению, а я как раз написал отчет за вчерашний день.
Считается, что как раз в этом месте заканчивается каньон Сосновый и начинается каньон "Блып" (или Блыповский). На воду встали около половины первого, как раз начался дождь. Через 54 минуты зачалились у моста, рядом с большой поляной, где предполагалась стоянка. В этом заплыве я испытал GPS - приклеил приемник на каску, а в кармане, в герме лежал телефон. В результате была выяснена максимальная скорость нашего передвижения по реке - 19,1 км в час. При том, что мы сильно не стремились вперед, а только слегка подруливали, можно сделать вывод о скорости течения.
В процессе заезжания буса на поляну случилось ЧП. У него захлопнулась дверь и закрылся центральный замок, ключи же торчали в замке зажигания и двигатель продолжал работать.
В бус разными способами пытались проникнуть часа полтора. Без хирургического вмешательства всетаки не обошлось - в конце концов спилили заклепку на одном из задних окон-ушей и открыли заднюю дверь. Пока ставили лагерь и разводили огонь, подошли ребята от соседей - они намеревались пройти порог "Кирпич" сегодня и им хотелось компании и страховки. Наши от таких подвигов отказались, т.к. в большинстве уже были разгидрившись. Но мы с Филином были сильно недовольны малым количеством воды в этот день - и конечно тут же согласились поучаствовать.
Впереди ждал новый каньон "Соленые Скалы" - участок от нашей стоянки с порогами "Кирпич" и "Затычка". Вобщем, для нас - небольшой прогон, чалка, осмотр, наши в это время ставили фото-видео, и вперед! Краснодарцы прошли скучно - фотографы отчитывали их за кадры, потраченные впустую :) А мы на Пчелке зашли так замечательно, что свалились в "самое страшное" лагом. Предполагавшаяся там бочка неимоверной силы, на самом деле оказалась пенным уловом, в котором мы неспеша развернулись и спокойно вышли из порога под смехуечки с берега.
Дальше, те ребята, с которыми мы шли, решили идти последний порог на этой реке - "Затычка", так как им надо было уезжать. Мы прошли с ними пол пути, до места где можно было нормально вынести кат на дорогу, и пошли (пешком) смотреть прохождение. Сам порог страшным не выглядел, но доставляло бревнышко, лежащее поперек основного слива и заманчиво светившее сучками в самые разные стороны. Проход же мимо этого бревнышка осложнялся прижимом к скале правого берега и хорошим зубом на входе, который делил струю на "в бревно" и "может пронесет". Ребята долго думали, смотрели, кидали на входе палочки и веточки, но выбора у них уже небыло :) В общем, они прошли. Их развернуло сразу после входного зуба, они нормально вырулили мимо бревна, и их снова развернуло на выходном сливе. А мы на это посмотрели и еще более уверились в том, что нам туда не надо.
Третий день на воде.
На этот день у нас намечено было прохождение Кирпича, медитация на Затычку, прогон до "пока не надоест" и отъезд на Зеленчук (так как на Белой, по рассказам людей, вернувшихся оттуда, воды небыло). Небольшой прогон до самого Кирпича, а точнее до места чалки перед ним не представлял ничего сложного - обычные для этой реки валы, бочки, скальные стенки с прижимами и расческа, в скальной узости перегородившая русло полностью, на высоте около 1.5 метров. Одной из наших ошибок стала слишком маленькая дистанция между судами, а так же и моральная неподготовленность людей - такого никто не мог даже представить. В общем, метров за 300 до места чалки, Филин с Янкой кильнулись. И в момент овера, переворачивающийся кат упал на проходивших рядом Витьку с Анькой, кильнув и их. Наверное, про такую ситуацию можно писать в учебниках и рассказывать анекдоты :) Но в нашем случае, через метров 800 был порог не самой простой категории, никакой страховки с берега и лишь один кат на воде (Кэп с Янкой), так как мы с Иришкой (шедшие первыми) уже успели зачалиться и готовились чалить остальных. В итоге Аньку вынул из воды Кэп, Яна вылезла на берег, схватившись за наш кат, а Филин и Витька с катамаранами ушли в сторону Кирпича. Я было ломанулся за ними, но Иришка была не в состоянии - нервы и общая слабость (у нее были проблемы с желудком и она больше суток ничего не ела). Так что нам осталось только окончательно зачалится и пойти к порогу пешком. Там к этому времени собрались все наши, и в том числе и Филин, которого вытащили (вместе с катамараном) на входе в порог ребята из другой группы, как раз смотревшие порог. Витьку тоже кто-то вытащил до порога, но он ушел по берегу искать кат, так как его вынуть не успели. Кат, в итоге поймали далеко за следующим порогом, у деревни (он крутился в улове), местные жители с помощью нашего водителя Олега.
После всего произошедшего, Кэп с Яной обнесли Кирпич, подстраховали нас с Филином, перегнавших Пчелку через порог (поднимать и спускать ее было совершенно вломы, по известным причинам), Аня сменила Иришку и мы пошли дальше, в сторону Затычки. Сам порог признали неходибельным в данной ситуации, обнесли и пошли дальше (уже в обычных экипажах) "пока не надоест". Надоело часа через два, к тому времени нас как раз догнал наш бус, с найденным "Зеленым" на прицепе. Погрузка, переодевание, легкий перекус и мы успеваем покинуть Лабу до темна.
На Зеленчуке были через пару часов (там небольшое расстояние) и встали на "Пушке". Там стояло всего пара групп - народ уже разъехался по другим речкам.
День морального разложения.
После пережитых вчера страстей, нас хватило только на хычины и лагман в Архызе, да на праздное валяние в лагере. Экипаж Зеленого занимался ремонтом - кат получил пробоину перед самым заходом в Кирпич. Во второй половине дня началась гроза, прошел дождь, а за ним и град.
Последний день на воде.
На воду вышли только три экипажа - Яна все еще была не в состоянии сесть в упоры. Прошли обычную дистанцию (от Архыза до Пушки включительно) без просмотров, потом поменялись напарниками - Кэп взял другую Яну, а я Филина - и снова прошли этот же участок. Оба прохождения заняли примерно по часу времени. Воды было меньше, чем в прошлые годы, добавилось немного слалома среди камней, а Пушка потеряла ярко-выраженные бочки, превратившись в непрерывную цепочку валов и сливов. Потом было решено пройти участок ниже Пушки, ранее нами не хоженый. Может из-за новизны, но нам он показался интересней верхнего участка, там даже нашлась пара бочек, остановивших Пчелку - до этого две такие мы встретили только на Лабе. И еще там был целый именной порог "Косой", который мы конечно прошли без просмотров и страховок, в то время как там отрабатывала спас-работы какая-то команда.
В общем, в этот раз получилось так, что на Зеленчуке мы откровенно отдыхали.
Про отъезд и обратную дорогу, а так же и обобщенные мысли напишу позже, пока нету времени...