Большой разговор о еде. Черникова Татьяна, село Усть-Кокса, Республика Алтай

Apr 24, 2014 17:00

Что значит для людей слово "Еда"?



Прошел июньский ливень, воздух еще наполнен живительной влагой, вдали радуга. Разговариваю с Татьяной Черниковой, обаятельной и энергичной. Про таких женщин говорят «всё при ней». Татьяне в этом году будет сорок лет, она воспитывает сына. По профессии Татьяна портной, руки у нее золотые, прекрасно шьет, моделирует, занимается керамикой, росписью, замечательно готовит, за что ни возьмется - все у нее ладится.
Помню, когда Татьяна работала продавцом в продуктовом магазине в центре Усть-Коксы, так приятно было приходить к ней за покупками. Она всегда хорошо выглядит, с радостью подскажет, что лучше выбрать, как приготовить, вспомнит из своего опыта какой-нибудь занятный рецепт. Никто не уходил обиженным или обманутым. Только Татьяна приняла однажды решение сама уйти с этой работы.
Спрашиваю: «Таня, почему ты ушла из магазина, ведь работа стабильная, да и зарплата, по нашим сельским меркам, хорошая?»
«Не смогла я больше там!» - отвечает со свойственной ей искренностью и живостью. «Как честно на людей смотреть, как терпеть и молчать, когда на моих глазах директор магазина срок годности на продуктах переклеивает? Просроченный товар выдают за свежий. Задача одна - продать, во, что бы то не стало, а люди - пусть как хотят?! Я открыто встала на сторону покупателей, подсказывала людям, что брать не надо, что лежалое, где подпорченное. Советовала не брать заведомо вредный продукт, в котором много химических добавок. У нас же люди не всегда на состав обращают внимание. Берут то, что подешевле, а потом бегут в аптеку и там последние деньги оставляют. Одна дверь - в магазин, а другая - в аптеку. Получается замкнутый круг. Вот это я говорила покупателям, и с начальством своим вступила в конфликт, конечно. Кому такой продавец нужен? Короче, попрощалась я с магазином по собственному желанию. Жаль, конечно, что зарплаты у меня такой и в помине нет сейчас. Шью на заказ, огород у подруги развожу, живем с сыном скромно, но зато душа спокойна, не могу я во лжи участвовать, болеть начинаю, сердце не на месте».
Татьяна повела меня показать свои грядочки, ровные, аккуратные, приятно посмотреть. Сетовала только, что семена не дружно взошли, что плохое качество современных продуктов добралось и до посадочного материала.
«Знаешь, иногда подумаю, как страшно большинство людей у нас живут, что едят, как пьют,  но понимаю в то же время, что отчаиваться нельзя, что каждый человек может изменить свою жизнь, сделать ее светлее, чище. Я верю, что все равно смогу свой маленький дом построить, и сад посадить, и сыну образованию дать. Сейчас мы не можем себе позволить фрукты купить, но я и не хочу их покупать. Ощущение, что они химией какой-то пропитаны. Мы сейчас и от колбасы отказались, и от майонеза - не хочу я ни ребенка, ни себя травить. Я обожаю домашний сыр, сама готовлю, получается просто сказочно, ни в каком магазине такой не купишь. Нужно взять домашнее молоко, довести до кипения, добавить кефир, помешивать, но не кипятить, соль по вкусу, потом свернется молоко, сыворотку можно в выпечке использовать, а сам сыр в марлю завернуть и оставить, пусть лишняя влага стечет. А если еще этот готовый сыр поджарить на хорошем сливочном масле, да с помидорами, да со специями…»
Таня выразительно подняла глаза к небу, а потом, словно вернувшись на землю, продолжала: «На завтрак мы очень любим кашу, но сейчас гречку, например, уже часто себе не позволишь. Сухофрукты как-то купила, так от них пахнет бензином, поэтому предпочитаю обходиться без некоторых привычных, казалось бы, продуктов. На питание уходит процентов восемьдесят всего дохода, да и когда я из магазина ушла, доходом наш прожиточный минимум трудно назвать. Сына приучаю не доверять рекламе. Умиляет, как показывают счастливые лица, рекламирующие «Ролтон». Химические добавки для создания искусственного вкуса еды являются причиной многих болезней, а людей продолжают воспринимать, как мусороперерабатывающие комбинаты. Создается миф, что человеку надо огромное разнообразие в питании, хотя на самом деле, нужны самые простые и здоровые злаки, овощи, молочные продукты, фрукты. Это мое убеждение! Нашу страну может спасти только развитие своего нормального сельского хозяйства и честность каждого в отдельности человека. Если мы уже сейчас не начнем по-человечески относиться к Земле и друг к другу, что мы оставим своим детям в наследство?»
Этот вопрос Татьяна  задала,  глядя задумчиво  вдаль.
Грозовые тучи гремели уже где-то далеко в горах, и нас снова согревало Солнце.  Как удивительно разумно устроен  Природный Круговорот!

Автор: Марианна Яцышина

большой разговор о еде, oxfam, Продовольственная безопасность

Previous post Next post
Up