Страда в большинстве хозяйств Зауралья завершилась. В элеваторы засыпано более 250 тысяч тонн зерна, остальное хранится на складах сельхозпроизводителей. Ряд предприятий уже приступил к реализации урожая, между тем власти настоятельно рекомендуют хлеборобам не торопиться: лучше дождаться более привлекательной ценовой конъюнктуры или хотя бы зерновых торгов, начало которых отложено на 15 октября.
Установленная Минсельхозом РФ для зоны Урала предельная закупочная цена на пшеницу третьего класса - 6250 рублей за тонну - могла бы обеспечить минимальный уровень рентабельности.
Сейчас же цена продовольственной пшеницы держится в районе 5800-6000 рублей. Продав урожай за такие деньги, аграрии ничего не заработают. К тому же если в прошлые годы крестьяне жаловались, что хранить пшеницу негде (элеваторы были забиты зерном госрезерва), то нынче ситуация в этом плане более благоприятная: интервенционный фонд распродан, элеваторы Курганской области располагают свободными мощностями более чем на миллион тонн.
- Урожайность в целом по России не такая высокая, как хотелось бы. Поэтому то, что мы собрали, будет по-настоящему золотым фондом, - поясняет глава областного сельхоздепартамента Сергей Жданов. - Главное сейчас - сохранить урожай, не впадать в панику, не продавать, а подождать, когда он будет востребован.
У хлеборобов свой взгляд. По мнению руководителя одного из крупных сельхозпредприятий Зауралья Владимира Остапенко, на госинтервенции нынче особо рассчитывать не стоит.
- Во-первых, для достижения эффекта механизм должен быть включен давно и работать постоянно, а не испытывать наше терпение, - считает он. - Во-вторых, вопреки распространенному мнению, что цены на торгах обычно растут, я не исключаю обратного: цена может пойти на понижение и обвалить весь рынок. Тогда никто нам в Кургане 6 тысяч рублей за тонну уже не даст.
Фермеры в еще более трудном положении, чем крупные производители: им даже при цене в 6 тысяч рублей не окупить всех понесенных затрат. Из-за погоды 80-90 процентов зерна в этом году пришлось пропустить через сушилки, а это дополнительные расходы на электроэнергию, топливо. Глава Куртамышского отделения Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств (АККОР), руководитель КФХ Николай Семенов говорит, что у большинства его коллег настроение упадническое: все фермеры в долгах - набрали кредитов, а рассчитываться нечем. И оптимизм их год от года убывает: дело ведь не только в погоде, хотя и она изрядно потрепала нервы (сначала хлеба “пригорели” от июньской засухи, а перед уборкой их залило дождями), главное - неверие крестьян в то, что их труд нужен стране.