Истории фермеров. Ставропольский край. Игорь Куценко.

Sep 25, 2013 13:30

Мы продолжаем публиковать истории фермеров , которые были собраны в рамках исследования Oxfam «Ключевые проблемы влияния климатических изменений на производство сельскохозяйственных культур в Российской Федерации» на примере засухи 2012 г. Исследование проходило на территории России зимой этого года.
Сегодня мы расскажем  историю главы крестьянского хозяйства из Ставропольского края Игоря Куценко.

-Как давно вы работаете в сельском хозяйстве? Что собой представляет хозяйство, в котором вы работаете?
- Сам я коренной буденовец. В сельском хозяйстве -  с 19 лет, со времен учебы в институте: приезжал сюда на практику, потом устроился агрономом в ЗАО «Доброжеланный».
-В вашем районе ЗАО «Доброжеланный» считается крупным хозяйством?
-Скорее, средним, но ближе к крупному. В собственности у хозяйства почти 7 тыс. га сельхозугодий. Наверное, мы одни из немногих на востоке Ставропольского края, кто еще выращивает подсолнечник, кукурузу на силос и горох. Хотя наша основная специализация - это зерновые. Два года назад занялись также овощеводством и картофелеводством: ищем возможности развиваться, потому что сидеть на одном зерне глупо и рискованно.  Например, стали внедрять технологии орошения, купили американские дождевальные машины на 200 га и системы капельного полива  - последние два года вкладываем во все это приличные деньги.  Чтобы в нашей зоне заниматься овощами и картофелем нужно изначально предусмотреть полив. А наше ЗАО в районе пока единственное хозяйство, которое выращивает картофель на орошении.
- А откуда берете воду?
- Из реки Кумы, у нас есть свой пруд-накопитель, есть утвержденный проект водопотребления с лимитами водозабора.
- Наблюдаете ли вы изменения климата в вашем районе? Если да, то в чем они выражаются?
- Изменения климата, динамика этого процесса - вопрос серьезный, и относится он, скорее, к науке.  На востоке Ставропольского края климат всегда был засушливый, полупустынный, засухи для нас - не новость. Наша среднегодовая норма осадков  -  360 миллиметров, это критически мало. Но это усредненный показатель, обычно уровень осадков колеблется от 150 до 600 миллиметров, и основная масса осадков приходится на весну.  В прошлом году и в предыдущие годы эта закономерность дала сбой.  Такой весенней засухи, как в прошлом году я не припомню  за все время работы в сельском хозяйстве. Дело даже не столько в засухе, сколько в температуре воздуха. В апреле уже установился летний температурный режим, практически не было переходного периода от зимы к лету - температура за неделю подскочила от минус 15 к плюс 25 .

-Как эта погодная аномалия отразилась на вашем хозяйстве?
-  Если средняя урожайность озимой пшеницы у нас в пределах 35 ц/га -она не скачет из года в год больше, чем на 5-7 ц/га за счет того, что мы строго соблюдаем севооборот и следуем агротехнике, то в прошлом году урожайность упала до 18,2 ц/га - практически в два раза. Сколько работаю в нашем ЗАО, ни разу не помню, чтобы урожайность озимых падала ниже 25 ц/га.
Дело в том, что в прошлом сезоне пшеница, прибитая жарой в условия отсутствия влаги, ускорила свой биологический цикл: приостановила рост, выбросила метелки, тут же произошло созревание. Жатву пришло начать на две недели раньше обычных сроков. По другим культурам такая же ситуация: ранее созревание, некачественный и небогатый урожай. 
-Финансовые потери уже подсчитывали?
- Убытка не было, как такового. Был недобор урожая, не вышли из-за этого на плановые показатели. Единственное, что спасло в прошлом году - хорошая цена на зерно. Хватило, чтобы «поддержать штаны».
-То есть вас спасла все-таки пшеница? Как видно, для вашей засушливой зоны зерновые  -  это этакая палочка-выручалочка…
-Отнюдь. В 2007-2008 годах у нас были серьезные проблемы со сбытом, когда правительство (РФ - прим. Д.Ш.) проводило зерновые интервенции, чтобы сбить цены.  В 2010 году вообще не было спроса на зерно из-за запрета на экспорт, хотя мы тогда собрали, в общем-то, неплохой урожай, среднестатистический.  А в прошлом и позапрошлом годах цена была хорошая, интересная для производителей.
На картофеле у нас тоже были потери. Дело в том, что из-за недостоверного долгосрочного прогноза погоды мы ожидали холодную, затяжную весну. Поскольку картофель у нас ранний, было бы нежелательно, чтобы он попал под заморозки. Пришлось укрыть посадки пленкой - решили перестраховаться. Но прогноз не сбылся  - напротив, начался резкий переход к лету, в апреле уже была жара.  Пока снимали укрывной материал, часть картофеля успела «погореть».
-Что предпринимали прошлой весной для того, чтобы свести к минимуму ожидаемые потери?
-Ничего особенного, делали все то же, что и в начале любого другого сезона. Единственное, что в том году решили произвести ранневесенние подкормки по всей площади озимых. Обычно мы подкармливаем не больше 50-60 процентов площади, так как удобрения очень дорогие. Но в том году решили не экономить,и правильно сделали: иначе не получили бы даже 18 ц/га.
-Государство вам как-то помогало в период засухи?  Получали ли вы какие-нибудь компенсации?
-Нет, не получали. В нашем районе объявляли режим ЧС, но компенсации, насколько я знаю, выплачивались только тем хозяйствам, у которых произошла 100-процентрая гибель посевов. У нас этого не было, так что даже никуда не обращались.
-А вообще, какими видами господдержки пользуется ваше хозяйство? Как вы оцениваете эффективность тех программ субсидирования, которые действуют в вашем регионе?
-Жаловаться не приходится.  Наше ЗАО пользуется почти всеми основными видами субсидий  - на удобрения, на ГСМ, на семена. Кроме того, отдельно получаем субсидии на орошение и на овощеводство. В прошлом году у нас было засажено луком 42 га и картофелем 32 га - за них мы получили из бюджета больше 800 тыс. рублей. Я считаю, что это очень неплохо. Если бы не субсидии, то рентабельность производства овощей и корнеплодов в нашем хозяйстве была бы не очень высокой.
-Почему?
-Цены диктует рынок, торговцы, а не мы.  Район завален привозным картофелем и овощами. Кроме того, цену сбивают небольшие частные хозяйства, ЛПХ: некоторое время назад все почувствовали, что в овощеводстве крутятся неплохие деньги, и народ ринулся туда. Так что продавать свою продукцию по той цене, по которой нам бы хотелось, у нас пока не получается.
- У вашего хозяйства есть практика страхования посевов от неблагоприятных погодных условий?
- В прошлом году пробовали застраховать озимый лук.  Но в страховой компании нам отказали под тем предлогом, что не существует практики страхования лука. Мол, в Ставропольском крае нет статистических данных по гибели лука. Кроме того, у нас не такие большие площади под луком, которые могли бы заинтересовать страховщиков.
-Как, на ваш взгляд, изменения климата, повторяющиеся погодные аномалии повлияют на ваше хозяйство и на другие хозяйства Буденновского района? Все будут дрейфовать  в сторону орошаемого земледелия?
- Все не смогут организовать орошение. Нам повезло в том плане, что угодья выгодно расположены  в пойме реки. Кроме того, техника, оборудование  для орошения стоит безумных денег.  Я думаю, что все равно озимой пшенице нет равных по отдаче и рентабельности в нашем районе, все и дальше будут ей заниматься, особенно небольшие хозяйства, у которых плохо с деньгами и техникой.
Крупным же хозяйствам можно экспериментировать и с другими культурами, тем же подсолнечником, например. Сейчас появилось много перспективных гибридов этой культуры, позволяющий, при соблюдении агротехники, собирать до 10 ц/га в наших условиях  - это очень прилично.  Цена подсолнечника в бункерном весе доходит до 12 тыс. рублей за тонну, вложенный рубль приносит два рубля.
- Может ли помочь в борьбе с почвенными засухами технология «нулевой» обработки почвы?  Перспективна она в вашей зоне?
- Это интересная технология, но у нас она пока не показывает особых положительных результатов. Как раз наоборот: все больше приходим к выводу, что в нашей зоне имеет смысл только глубокая перепашка и севооборот с учетом пара. Но у того или иного хозяйства позволяют площади, то можно, скажем процентов 5 площадей отвести под эксперимент, в том числе и с нулевой обработкой.

фермеры, ставропольский край, засуха, Истории фермеров, oxfam, продовольственная безопасность, grow

Previous post Next post
Up