Истории фермеров. Ростовская Область. Алексей Жданов

Sep 18, 2013 13:00

Мы продолжаем публиковать истории фермеров , которые были собраны в рамках исследования Oxfam «Ключевые проблемы влияния климатических изменений на производство сельскохозяйственных культур в Российской Федерации» на примере засухи 2012 г. Исследование проходило на территории России зимой этого года.
Сегодня мы расскажем  историю главы крестьянского хозяйства из Ростовской области Алексея Жданова.


- Каков ваш стаж в сельском хозяйстве, почему решили заняться фермерством?
-Фермерствую уже 11 лет. Путь был длинный. Сам я по образованию товаровед и экономист-управленец. В 90-е решили с друзьями заняться бизнесом, занимались торговлей ковров, продовольствия, кондитерской продукцией. Потом занялись переработкой мяса, производили колбасы.  Потом бизнес пришлось прекратить   - не выдержали конкуренции с импортной дешевой колбасой. Ведь мы начинали в 90-е, когда рынок был не так насыщен, как теперь. Теперь малому бизнесу сложно выживать в мясопереработке.  Я пришел к выводу, что нужно покупать землю и самому производить мясо. Купили 100 гектаров паевой земли, потом еще 200. Потом еще.
-Сколько на сегодняшний день земли у вашего хозяйства?
- На сегодняшний день в хозяйстве 2200 га пахоты и в пределах 600 га пастбищ.
-В масштабах района ваше хозяйство считается каким  - мелким или средним?
-Скорее, средним. Вся мелочь уже отсеелась.
- Я правильно понимаю, что, скупая землю, вы с самого начала нацеливались на мясное животноводство?
- Да.  Хотелось иметь свою дешевую кормовую базу и свое высококачественное мясо  - тоже дешевое. Сначала мое стадо было смешанных пород - красная степная, чернопестрая, черная и так далее. Было так называемое «цветное» стадо.  Четыре года назад случилась сильнейшая засуха, и мне пришлось все 500 голов отправить на бойню, чтобы сохранить предприятие. Благодаря вырученным средствам хозяйство удалось спасти. Года черед два купил 50 голов породы герефорд.  На сегодняшний день мы нарастили наше поголовье до 600 голов.
-За счет чего был обеспечен такой рост?
- Все десять лет предприятие динамично развивалось, Все вырученные деньги опять пускались в оборот. Удалось купить 5 новых комбайнов - благодаря им все операции  - от подготовки почвы и сева делаются моментально. Например, успеваем убирать пшеницу, прессовать солому и сено на всю зиму всего за 7-10 дней.  Сено идет на корм скоту, а навоз  - вывозится обратно на поля. Получается хозяйство замкнутого цикла - это выгодно. За счет того, что все свое, удается держать себестоимость мяса на довольно низком уровне.
- Вообще, мне кажется, вы едва ли не единственный, кто в вашем районе вывозит навоз, органику на поля…
- Практически единственный. Это ненормально. Земля истощена до предела. Никакие минеральные удобрения не заменят органику, не создадут гумус. Кроме того, когда почва насыщена органикой - она лучше накапливает и сохраняет влагу: работает эффект губки.
- В последние годы сельхозпроизводители Юга России стали массово переходить на технологии минимальной и нулевой обработки почвы. Считается, что такой способ обработки почвы позволяет сохранять ее естественную структуру и обеспечивает накопление влаги. Как вы оцениваете перспективы этих технологий в Пролетарском районе вообще и в вашем хозяйстве в частности?
- У нас в районе «нулевую» технологию практиковали лет пять. Потом вернулись к пахоте. А кое-кто вообще разорился.  Качество наших почв отставляет желать лучшего - земли тяжелые, глинистые. Хороший урожай мы получаем на парах, и на парах, которые вспаханы.  Предыдущий  засушливый год -  яркий тому пример.  В то время, как многие вообще пролетели с урожаем, я собрал зерновых до 30 центнеров с га - только лишь за счет того, что, что в 2011 году у меня было заложено под пар 700 га.  А  по «повторке» собрали, в лучшем случае, 10 ц/га.
-То есть от погодных аномалий 2012 года ваше хозяйство практически не пострадало?
-Практически не пострадало. Но это не только за счет того, что большие площади в предыдущем году были отведены под пар, но и за счет сельхозтехники. У нас уборочной площади  - около 1500 га, управляется за неделю. Например, летом мы управились с уборкой на неделю раньше большинства хозяйств и не попали под июльские дожди.  А многие не успели и понесли потери - зерно осыпалось. Нужно покупать хорошую, производительную технику   - нельзя на этом экономить. Сейчас пошли такие непредсказуемые погодные условия, что все надо делать не просто быстро, а мгновенно. Или не делать вообще.
Третья составляющая безопасности, если можно так выразиться, это строгое соблюдение севооборота  - что модно сеять только по парам, а что-то можно только по «повторкам».
Нам еще повезло в прошлом году в том плане, что нам не пришлось продавать пшеницу по бросовой цене в сезон. Мы придержали, пока цена не подросла до 9 рублей за килограмм. Для нас это шикарно.
- Какие выращиваете сорта пшеницы?
-Сорта все наши, районированные, зерноградские (Зерноград  - город в Ростовской области - Д.Ш.), тот же Ермак, например.  С него тяжело получить продовольственную пшеницу, но зато он прекрасно себя чувствует  в сильные морозы, в засуху. Краснодарские сорта не берем - они, может, и лучше, но они для другого климата.  Только свои сорта. Кроме «Ермака», хорошо себя показывают в нашей зоне 95-й и 105-й сорта пшеницы.
-Как у вас с кукурузой, подсолнечником?
- Ни то, ни другое не сеем уже лет пять. Не родит. У того же подсолнечника завязь буквально сгорает от высоких температур. Нет смыла заниматься бесплодными экспериментами и истощать почву. Кроме пшеницы, достойной альтернативы которой я сейчас не вижу, выращиваем кормовую траву суданку. И все. Пришли к выводу, что сеять надо то, что у нас растет.  Были у нас тут ребята, которые постоянно делали эксперименты - то с соей, то с сорго, то с рапсом. Последний, например, весь вымерз прошлой зимой.
-Как вам кажется, климат в вашем районе претерпевает изменения, и если да, то какие?
-Сильно меняется.  Мне кажется, становится более континентальным, засушливым.  У нас раньше не было такого, чтобы температура летом регулярно поднималась до +42…+43 градусов и были совершенно бесснежные зимы при 20-градусных морозах. Еще стал очень резкий переход к лету. В апреле уже купаемся на водохранилище, ходим в рубашках.
- В связи с подобными климатическими тенденциями, быть может, у вас появились мысли о том, чтобы страховать посевы?
-Мысли такие появились, появились, но в связи с животноводством. Живой скот дорогой, приходим к мысли о необходимости страховать  маточное поголовье.
-Какие меры, на ваш взгляд, помогли бы негативные последствия неблагоприятных погодных явлений для сельского хозяйства вашего района? 
-Нужно активнее стимулировать животноводство. Заниматься растениеводством сейчас есть резон только в паре с животноводством.  Тогда создается «подушка безопасности» для хозяйства. Например, в этом году мы продали живого скота на 7 млн. рублей. На следующий год уже имеем заявку на 12 млн. Если случится беда с растениеводством, у нас есть собственная «страховая книжка». Но необходимо отметить, что животноводство требует огромных стартовых вложений. Фермер без помощи государства ничего не сможет сделать. А работать так, как раньше работали  - что коровы стояли по брюхо в навозе, сегодня так уже нельзя.
В этом году мы поставили обычный навес для кормления скота, он нам обошелся в 25 млн. рублей.
- Государство как-то помогает животноводам?
- В этом году получили субсидию 400 рублей на каждую голову КРС. Это мизер. Еще один год получали дотацию на корма, потом ее прекратили выдавать. Нет регулярной поддержки в достаточном объеме.  Или вот такая дурь: дают субсидию на покупкутолько отечественной сельхозтехники. А что мне делать, если я хочу купить итальянский кормораздатчик? Отечественные аналоги меня не устраивают ни по цене, ни по качеству, ни по производительности.
- Проехав по вашим полям, я удивился, как много накапливается снега у лесополос. Может, стоит активнее закладывать лесополосы для борьбы с засухами?
-Безусловно. В советское время так и делали. Лесополосы - отличное средство для задержания на полях снега, кроме того, это заградительный барьер от летних суховеев. Но лесополосы в моем хозяйстве уже старые, деревья сохнут, выпадают, нужно обновлять. Но на это, опять же, нужны огромные деньги. У хозяйств их нет, а область не реализует ни одной программы по лесопосадкам.

Засуха 2012, Истории фермеров, Фермеры, oxfam, grow

Previous post Next post
Up