Мы продолжаем публиковать истории фермеров , которые были собраны в рамках исследования Oxfam «Ключевые проблемы влияния климатических изменений на производство сельскохозяйственных культур в Российской Федерации» на примере засухи 2012 г. Исследование проходило на территории России зимой этого года.
Сегодня мы расскажем историю главы крестьянского хозяйства из Ростовской области Михаила Бабича.
- Фермерством занимаюсь с 2001 года, до этого занимался смежным бизнесом - пищевой переработкой, был собственный маслоцех, делал масло под собственной торговой маркой «Донская степь». В этом бизнесе я продержался лет пять. Потом в наш район пришел «Юг Руси» (крупнейший в стране агрохолдинг - Д.Ш.) и меня «задушил». Конкурировать с такими гигантами бессмысленно, ведь недостаточно просто произвести хорошее подсолнечное масло, нужно найти сбыт. А торговые сети сегодня клюют только на узнаваемые бренды. Короче, нужен раскрученный бренд, нужна упаковка, нужна реклама, нужны маркетологи - все это мне не по карману. Хотя отличное масло делал, одно из лучших в области. В то время я наивно полагал, что сельхозпроизводитель и переработчик должны получать большую часть прибыли, а торговцы, сети - меньшую. Но получилось все наоборот.
Когда начали «щемить» мой бизнес, решил для подстраховки прикупить земли. Думал, что если сам начну выращивать семечку, то это позволит снизить себестоимость масла. Но тут резко выросли тарифы за электроэнергию, воду, газ. Дошло до того, что мне выгоднее было продать свой подсолнечник на сторону, чем самому его перерабатывать. Так я плавно перешел в сельское хозяйство, маслоцех остановил и законсервировал.
- Что сейчас представляет собой ваше хозяйство?
- Земли всего 430 га, половина из них под паром. Сею озимую пшеницу и яровой ячмень. От подсолнечника отказался полностью. При всех выгодах этой культуры, у нее много минусов - это и заражение полей, и истощение влаги, и то, что потом 4 года ничего нельзя сеять.
- Наблюдаете ли вы какие-либо изменения в климате вашего района за последние годы?
- Думаю, что раньше не было таких жестких зим, как в последние годы. Зимой 2011-2012 гг. морозы доходили доминус 35-37 градусов, как в Сибири, и при этом вообще не было снега. Земля промерзала больше чем на метр. Например, в Орловке впервые за всю ее историю замерз центральный водопровод - люди несколько недель сидели без воды. Также климат стал заметно суше. Я на полном серьезе вам говорю, что в нашей церкви уже заказывают специальные молебны, чтобы пошел дождь.
-Как на вашем хозяйстве отразилась прошлогодняя аномальная засуха?
- Последние два года я не добираю по пшенице больше половины объема урожая. Если раньше меньше 550-600 тонн с 200 гектаров я не собирал, то 2012 и 2011 году собрал всего 250 тонн. Это была катастрофа.
-Сколько за это время потеряли в деньгах?
-Это смотря, из каких цен исходить. Если из минимальных, которые были в 2011 году, то потерял в том году 1,2 млн. рублей, в прошлом году при цене 7 рублей за килограмм потерял уже 2,1 млн. За эти деньги можно было бы купить новый комбайн. Придется брать очередной кредит, правда уже не знаю под что. Но деньги нужны позарез: нужно купить специальную борону, которая позволяет тонко рыхлить почвенную корку. Ведь что было в прошлогоднюю засуху? Весной почва взялась коркой, мы разбросали удобрения (причем купили их в кредит), а они не сработали потому, что лежали на сухой земле. Если бы получилось слега взрыхлить почву, то ситуация была бы иной: растения хорошо бы закустились и сами бы задавили сорняки. Но поскольку удобрения сразу не сработали, как надо, кущение было слабое, в рядах появились большие проплешины. Естественно, что на них полезли сорняки. Пришлось два раза работать гербицидом - на это еще ушло 600 тыс. рублей, не считая денег, потраченных, фактически выброшенных на удобрения.
Обязательно нужно рыхлить и делать «сухие поливы», причем не один, а два-три раза за весну.
-А сколько вам нужно, чтобы купить эту борону, которая позволяет рыхлить и заделывать в почву удобрения?
-270 тысяч рублей. При том, что я сейчас должен банку 350 тыс.
-Вы обращались за господдержкой в связи с прошлогодним недобором урожая?
- Ничего мне никто не компенсировал. В районной администрации просто попросили оценить площади, подлежащие полному списанию. Таковых у меня набралось 180 гектаров. Но никаких налоговых льгот и прочих поблажек в этой связи не было.
-А вообще, какими-нибудь видами господдержки пользуетесь?
-Участвую в программе в программе утилизации старой сельхозтехники. Взял вот в лизинг новый комбайн, государство мне компенсировало первый взнос. Но надо делать уже следующие платежи, а денег нет из-за всех этих катаклизмов. Не знаю, может быть в этом году лизинговая компания у меня отберет этот комбайн. В других программа участвовать не вижу смысла. Например, то же субсидирование ГСМ. Ну что это такое: выдают 750 литров солярки на месяц. Но этого хватает только на два дня работы одного трактора! А договора нужно ехать заключать в Сальск или в Ростов за 250 километров.
- Если неблагоприятная тенденция изменения климата сохранится, как это отразится на вашем хозяйстве? Есть ли у вас какой-нибудь план действий на сей счет?
- Придется, наверное, как-то извернутся и купить борону для рыхления почвы и «сухих» поливов.
- Что нужно сделать, чтобы минимизировать негативное влияние таких явлений, как засуха 2012 года на ваше хозяйство и на хозяйство ваших коллег?
- Давайте честно: ничем, ничто, кроме пшеницы, нам тут не приносит прибыли. Нужно возродить старый сорт Донская безостая - это суперустойчивый, неприхотливый сорт, не имеющий аналогов. В итоге теперь нам привозят сюда сорта малорайонированные, например, краснодарские, а они вымерзают в нашей зоне, они не выдерживают засух. При этом наш Зерноградский институт (Зерноградский НИИ сельского хозяйства - прим. Д,Ш.) вовсю трубит, что нужно, мол, постоянно обновлять состав сортов. Но что толку обновлять, если нам сюда завозят совершенно непригодные сорта?
-А что, на ваш взгляд, необходимо делать, чтобы поддерживать плодородие и влагоемкость почв?
- Нужно вносить много органики, навоза. Недавно я возил пробы почв со своих полей на химический анализ, где выяснили, что у меня на полях катастрофически мало гумуса, хотя еще 10 лет назад была другая картина. Навоз не заменяют никакие химические удобрения, никакая селитра. Сейчас есть хорошая техника, позволяющая измельчать навоз и растительные остатки, перемешивать все и заделывать в верхний слой почвы. Но навоза-то сейчас нигде не найдешь! Животноводство ведь практически истреблено.