В российский прокат выходит новый фильм Абделлатифа Кешиша "Чёрная Венера", в отличии от двух предъидущих работ режиссёра, не собравший фестивальных наград. На мой взгляд, последняя картина французского режиссера заслуживает лучших оценок.
Абдел Кешиш верен себе: с маниакальной въедливостью он показывает жизнь своих персонажей, что увеличивает хронометраж лент до двух с половиной часов и придаёт кинематографу эффект реальности. Только в "Кус-кус и барабульке" речь шла о семейных проблемах эмигрантов: тяжелых, но вполне разрешимых. В "Чёрной Венере" зритель оказывается в пучине оскарблений и унижений над безвольной женщиной, от чего фильм становится невыносимым.
История начинается с отвращения. Учёные выставляют в анатомическом театре посмертный слепок тела Саартжи Баартман, женщины с огромными ягодицами и невероятно длинным половыми губами. Далее Абдел Кешиш показывает жизнь героини: участвуя во фрик-шоу она вынуждена изо дня в день подвергаться многочисленным унижениям. Эти унижения будут лишь нарастать, пока в финале картины Саартжи Баартман не потеряет всякую чувствительность и гардыню.
Это фильм о рабстве в английском и французском обществах начала ХIХ века, где рабство как будто побеждено. На самом деле, Саартжи Баартман подвергается отчуждению со стороны почти всех людей, с которыми её сводит судьба. Антрепренёры используют тело женщины - самое сокровенное, что есть у человека, - чтобы превратить его в объект спектакля и заработать на нём денег. Журналист изображает из героини принцессу, чтобы заинтересовать наивных читателей "жёлтой прессы". Учёные видят в женщине лишь тело с незаурядными физиологическими чертами, живое доказательство расовой теории. Высшее общество, так называемая богема, издеваясь над женщиной, показывает своё истинное лицо: под слоем приличий и светских манер скрывается таже дикость, что и у представителей "низших классов".
Мало того, что зритель вынужден пройти вместе с Саартжи Баартман череду унижений, он остаётся в неведении относительно её мотивации. При жизни она как тот самый посмертный слепок, с которого всё начинается. Зачем героиня столько страдала, ведь у ней была возможность освободиться? Саартжи Баартман, прекрасно съигранная Яхимой Торрес, почти не говорит о своих мыслях и чувствах. Зрителям остаётся только догадываться о них. Возможно, она просто хотела денег? И все ли страдания можно искупить деньгами? На эти вопросы каждый ответит сам.