Wozzeck. Why great opera?

May 20, 2013 15:21

Сложно писать о впечатлениях этой впервые услышанной на сцене оперы.
Я ее много изучала, это пожалуй, единственная из всех опер, к которой я, можно сказать, готовилась.
Мне наверное, удалось осмыслить ее с точки зрения музыкальной формы, разложить по полочкам все сцены по структуре, но с точки зрения драматургии и просто восприятия в целом все намного сложнее.
Очень депрессивный сюжет. О несчастном опустившемся человеке, где-то на социальном дне. Ситуация у него беспросветная, места в жизни найти не может, вынужден зарабатывать в том числе и тем, что позволяет какому-то шарлатану-доктору проводить над собой опыты. Медленно скатывается в сумасшествие, в частности как результат этих опытов наверное.
Вокруг совершенно убогое общество, люди будучи несчастными сами, находят удовлетворение в том, что издеваются над более несчастным, Воццеком. Сожительница Воццека, Мари, изменяет ему с брутальным капитаном.
Воццек, не в силах справиться с ревностью и усиливающимся сумасшествием, убивает сожительницу, а потом и себя.
Их сын осатется жить в таком же обществе. Среди таких же детей, как и взрослые. Из последней сцены, где звучит мотив perpetum mobile, напоминающий ход часов, очень ясно, что мальчик повторит судьбу родителей.
Никакого спасения, никакой надежды, никакого даже смысла в этом всем нам драматург-постановщик-композитор не предлагают совсем. Ни намека.
Такая вот знаменательная опера. Самая знаменитая contemporary opera. Вот по такому "бытовушно-примитивному сюжету"
Там нет ни одной легкой для ушей запоминающейся мелодии.
Чем она знаменита? Почему так известна?
Во-первых, стиль. Expressionistic realism. Драматург Брюхнер, молодой 23хлетний, смог написать эту вещь, трагедию обычного маленького человека (а не знатного или благородного, тогда только о трагедиях таких людей писали) за 100 лет до того как появилось понятие expressionism.
Это когда за основу берется вот такая банально-бытовушная ситуация и преподносится нам в усиленно-гротескном виде, так что реальность становится непохожей на реальность и приобретает какие-то измененные очертания. Это очень влияет на восприятие зрителя, это всегда очень глубоко трогает.
Далее, это самая известная атональная опера. Музыка без тональности. В то же время очень упорядочная по своей структуре. Композитор использует большое разнообразие музыкальных форм, в опере есть целая симфония, а также целый набор абстрактных мцзыкальных форм (тут и гавот, и фуга, и различные виды инвенций, у каждой сцены своя).
Оркестр задкйствован где огромный симфонический, где камерный, а где - сольное фортепьяно.
Музыка чрезвычайно усиливает восприятие того что происходит на сцене.
Ну представьте себе, бедный мальчик держит игрушечного динозаврика напичканного кокаином, а вокруг поют дети: "твоя мать убита, побежали посмотрим". А мальчик не реагирует, и поет единственные свои слова в этой опере "hop, hop, hop, hop". Как можно вообще реагировать на эту чернуху? Когда читаешь, не понимаешь.
Когда слушаешь, совершенно невероятные эмоции.
Сама постановка English National Opera мне немного осталось не ясна.
Действие происходит в гарнизонном городке, где-то наверное в Америке. Много военных вернувшихся из Ирака. Сначала не понимаешь, ну какая там беспросветность и нищета у современных военных?
Их же с ленточками встречают, реабилитируют и всячески помогают.
Однако message постановщика зрителям был в том, что побывав на войне, какую бы реабилитацию человек не прошел, ему никогда не вычеркнуть тех кошмаров, что довелось пережить.
Например, на сцене возникали арабского вида детишки, которые похоже видел один только Воццек. Это наверное его галлюцинации, из жизни на войне, где-то на арабском Востоке.
Ну и окружение у него соответствующее. Такой же ожесточенный капитан, над которым издевается бездушный доктор, и они вместе издеваются над Воццеком, и поддталкивают его к краю.
Люди, морально и душевно изуродованные не бедностью, но войной.
Та же безнадежность, беспросветность, та же убогость, которую воспринимаешь очень глубоко, благодаря такой пронзительно-тревожной музыке.
Наверное пойду еще послушаю эту вещь в Ковент Гарден. Там более классическую постановку обещают. Бесстрашный Саймон Кинлисайд будет тонуть по настоящему.
А то здесь, English Opera, нам какую-то совсем уж "Маленькую Веру" показали, с убийством на кухне, кухонным ножом...
Previous post Next post
Up