Германия заключила контракт на поставку газа с компанией "ГАЗПРОМ Германия" (GAZPROM Germania GmbH), находящейся в Берлине, а не с "Газпромом" из России! Знают ли германские власти о том, что это две абсолютно разные организации? Компания "ГАЗПРОМ Германия" зарегистрирована в Берлине и является штаб-квартирой диверсифицированного конгломерата "ГАЗПРОМ Германия групп", включающего 40 предприятий, работающих в более чем 20 странах Европы, Азии и Северной Америки. "ГАЗПРОМ Германия" до самого последнего времени являлась 100 % дочерней компанией российского "Газпрома".
В пятницу "Газпром" вышел из числа участников немецкой компании "ГАЗПРОМ Германия" и из всех её активов. "Газпром" больше ничего не связывает с его бывшей берлинской "дочкой".
Равно, как и "ГАЗПРОМ Германия" утратил какое-либо отношение к российскому газу, а значит покупать он его будет на общих основаниях. Согласно Энергохартии и Третьему энергопакету Евросоюза, все до единого поставщики энергоресурсов обязаны были входить в правовую систему ЕС. Пусть не сами, но через дочерние компании обязательно - и Gazprom Germania GmbH как раз и была такой "дочкой".
Приезжать на переговоры о поставках российского газа наши бывшие партнеры предпочитали в штаб-квартиру Газпрома, а уже после, на стадии оформления и подписания контрактов, в дело включались европейские дочерние компании - и ВСЕ контракты с покупателями из Евросоюза подписывались Gazprom Germania GmbH и другими дочерними структурами российского монополиста.
Иного и быть не могло, в противном случае контракты выпадали из правового поля Евросоюза - а европейцы считали это недопустимым.
Поэтому Газпром и мог использовать только арбитражные суды Европы, хоть в Стокгольме, хоть в Лондоне (пока британцы входили в ЕС). Теперь же, после официального выхода Газпрома из дочерних компаний, ситуация развернулась в прямо противоположную сторону - и это очень любопытный момент.
Помните, как в Стокгольме арбитраж вдруг решил дело в пользу Украины с формулировкой "из-за тяжелого экономического состояния страны"? То, что решение было абсолютно неправовым, вам расскажет даже студент юридического института - тем не менее, оно было принято к исполнению.
Теперь Gazprom Germania GmbH, Gazprom Marketing & Trading Ltd, Wingas и еще ряд компаний в Британии, Германии, Швейцарии и Чехии стали "свободными игроками", работающими на газовом рынке ЕС на общих основаниях. То есть без дешевого российского газа.
При этом с правовой точки зрения у Газпрома все козыри в руках - как только было объявлено о намерении национализировать эти компании, у Газпрома появились законные основания избавиться от высокорисковых и практически неликвидных активов. немцы, чехи, словаки и прочие итальянцы могут и дальше требовать исполнения контрактов по поставкам от тех компаний, с которыми у них подписаны договоры - с прошлой пятницы Газпром не имеет к ним никакого отношения.
Теперь, чтобы заключить договор напрямую с Газпромом, европейцам понадобится приехать в Россию - и контракты будут заключаться по внутреннему российскому законодательству. Исключительно по внутреннему. А если кто не согласен - добро пожаловать на рынок, наверняка найдете подходящую замену российскому газу.
Безусловно, Еврокомиссия с этим никогда не согласится - и теперь нам остается дождаться, как быстро это "никогда" закончится. И да, три подземных хранилища газа (ПХГ) Газпрома в Германии тоже управлялись дочерними структурами - они были всего лишь операторами, но не владельцами.
На сегодня крупнейшее в стране газовое хранилище в Редене (Нижняя Саксония) заполнено всего на 0,5%. Кому сейчас будут принадлежать ПХГ Газпрома, пока до конца не понятно - возможно, немцы решат их национализировать и перепродать на аукционе. В любом случае, согласно европейскому законодательству, Газпром должен будет получить компенсацию за национализированное имущество.
Тут же возникает и еще один вопрос - а за чей счет будут наполнены ПХГ к началу отопительного сезона? И да, Rosneft Deutschland тоже осталась сиротинушкой - похоже, готовится перевод бывших партнеров не только на газорубль, но и на нефтерубль.
Учитывая нынешний дефицит дизельного топлива в Европе, перспектива нефтерубля становится куда отчетливее, чем того хотелось бы Европе. (c)