По два слова о разном транспорте Неаполя. Начну с Ferrovia Cumana, независимой (от национального перевозчика Trenitalia) железной дороги длиной 20 км, соединяющей Неаполь западными пригородами.
1. В Неаполе Кумана начинается на небольшом вокзале Монтесанто, в очень колоритном гористом районе несколько к западу от центра, вблизи одноименной станции так называемой второй линии метро (об особенностях второй неаполитанской линии поговорим в соответствующей статье, это действительно интересный опыт). Двухэтажный вокзал окружен небольшим рынком. На первом этаже расположены кассы, со второго этажа отправляются электрички.
2. Необходимо уточнить, что в одной связке с Куманой работает аналогичная ветка Чиркумфлегрея (Ferrovia Circumflegrea). Обе начинаются на Монтесанто, сразу расходятся, обходя дымящиеся Флегрейские поля соответственно с юга и севера и сходятся в городке Торрегавета вблизи мыса Монте ди Прочида. На этом снимке левая пара путей принадлежит Кумане, а правая - Чиркумфлегрее. Обе линии - стандартной колеи, электрифицированы напряжением 3 кВ постоянного тока.
3. Вокзал совсем маленький и буквально втиснут в тесную окружающую застройку. Первая постройка вместе с порталами туннелей появилась в 1889 году, но после этого вокзал перестраивался.
4. "Зал ожидания". Обычные интервалы на обоих ветках составляют 20-30 минут. В перерывах между поездами на платформы никого не выпускают. На втором этаже постоянно дежурит пара полицейских.
5. Пригородный состав в Ликолу готовится к отправлению с четвертого пути. Поезда по Чиркумфлегрее в основном курсируют не на всю длину линии, а только до Ликолы. В расписании есть четыре отправления в Торрегавету, но, по-видимому, сейчас последний участок линии ремонтируется и расписание урезано.
6. Жутковатый внешний вид не должен вводить в заблуждение. Внутри двухвагонные составы достаточно комфортны. 20-километровая линия преодолевается за 35 мнут. Первые минут 10 вагоны идут полными, после Поццуоли народ рассасывается и к концу поезда приходят почти пустыми.
7. Линия проложена через плотно застроенные пригороды, соединенные туннелями. Во время короткой поездки море будет все время где-то рядом. Кумана получила название про древнегреческой колонии Кумы, развалины которой сегодня находятся чуть к северу от Торрегаветы. В I тысячелетии до н.э. Кумы успешно развивались и были основным источником влияния греческой культуры на Рим. В VI веке Кумы основали собственную колонию Неаполь, а позже их жители получили римское гражданство.
8. Поездка заканчивается. Слева вдалеке - это не море, а очень интересное озеро Фузаро. Оно отделено от моря полосой дюн шириной около трехсот метров, в этом месте расположен хороший пляж. У восточного берега на сваях расположен охотничий домик Фердинанда IV, выстроенный самым неаполитанским архитектором Луиджи Ванвителли. Его видно из окон электрички, но я до него так и не добрался. Среди его многочисленных высокопоставленных гостей был и Николай I.
9. ET.402 покидает станцию Поццуоли. Это, пожалуй, самое интересное место на всем протяжении Куманы. Рядом со станцией сохранились руины античного рынка, некогда затопленного, а потом вновь поднявшегося над уровнем моря. Южнее расположены кварталы средневекового города. Отсюда же, от маленького причала, уходят катера на Искью. А выше, в глубине материка - внушительный амфитеатр Флавиев и слегка действующий кратер Сольфатара.
10. Приехали в Торрегавету. Станция совсем небольшая, сразу за ней начинается пляж и море, а от тупиков видна Искья (но попасть на нее отсюда невозможно).
11. В заключение - подвижной состав Куманы. ET.404 на первом пути Торрегаветы.
12. ET.402 на втором пути.
13. И ET.102 на третьем пути. Такие кругломордые составы строились в самом начале 60-х, их было построено всего 11 штук. На этом сохранилась оригинальная маркировка SEPSA, эта компания управляла раньше Куманой и Чиркумфлегреей. Сейчас железная дорога входит в обще-неаполитанский транспортный консорциум EAV.
На сегодня все. Спасибо за внимание.