Серов в Третьяковке на Крымском Валу

Jan 03, 2016 19:26



Неожиданно для себя посетил нашумевшую выставку к 150-летию Серова. Провел три с лишним часа на трех ее этажах и ни минуты не пожалел. Даже часовая очередь на морозе (которую можно скоротать в соседнем магазине художественных принадлежностей) стоила того. Я не так уж хорошо знаком с творчеством Валентина Александровича, поэтому сделал для себя несколько открытий. Собрание получилось весьма внушительным, показывают не только Третьяковку, но и музеи Татарстана, Минска, Иванова, Саратова. Организаторы, помимо собственно развески картин, каждую из них снабдили очень подробным описанием - кто и когда изображен, какое место портретируемый занимал в генеалогии и иерархии, как жил до и после революции. Интересно, что из спасшихся и эмигрировавших никто не "кончил плохо", большинство из не принадлежавших к царской фамилии были очень талантливыми людьми, кто открыл модный салон в Париже, кто занимался предпринимательством, были среди них и художники, и композиторы. Всего после Серова осталось около 500 портретов - графических, живописных, а один был исполнен даже маслом на листе кровельного железа. В общем, если кто не был - всячески рекомендую, время еще есть.



2. Все начинается, конечно, с Моны Лизы "Девочки с персиками" (1887). Довольно сложно подгадать момент, когда около нее нет толпы.


3. Миротворец в датском военном мундире (1899). В 1982-83 годах Серов пишет групповой портрет Александра III с семьей. Результат немедленно делает его известным в империи и за границей, начинается поток заказов от богатых семей и высокопоставленных лиц. В числе прочих он писал и Николая II (на выставке есть совершенно замечательный портрет, который, не зная авторства, можно приписать раннему Ван Гогу). Все это продолжалось примерно до начала 1900-х гг., точнее, до скандала с Александрой Федоровной, после чего Серов уже никогда не работал для императорских заказчиков. А вот групповой потрет, с которого все началось, к сожалению, погиб в ходе оккупации Харькова.


4. Портрет Ольги Федоровны Томар, дочери Мамонтова (1892). Грабарь про него сказал, что больше всего здесь удался портрет таксы, но мне нравится свежесть и воздушность, подобная Моне.


5. Помимо собственно картин в дальнем углу выставляются книги и альбомы.


6. Дом фон Дервизов в Домотканове, где Серов бывал частым гостем. Обычно он считается гениальным портретистом, но это скорее связано с огромным количеством заказных работ. "Для души" он писал пейзажи, постепенно переходя из реализма передвижников в модерн, и почти все они были написаны в Домотканове. Получается, это малоизвестное сельцо в иерархии русской культуры находится где-то сразу за Абрамцевым, Талашкиным и Мурановым. Часть усадьбы сохранилась, сейчас в ней музей художника, деревня переименована в Красную Новь и находится в пригороде Твери. Думаю, надо ехать.


7. Сельские пейзажи перемежались сельскими портретами. "Баба с лошадью" (1898). Серов вспоминал, что стоял такой морозный день, что масляные краски застыли, и он решил использовать пастель. А потом так волновался, чтобы пастель не осыпалась, что лично сопровождал картину на выставку в Германию.


8. Хитрый прищур в Абрамцеве. Примерно тогда он и написал "Девочку с персиками".


9. Альбом акварелей.


10. На закуску - один из вариантов "Похищения Европы" (1910).


Совсем неожиданно, что при всей своей размеренной жизни - стабильная работа, дружная семья, друзья - художник скоропостижно скончался в 1911 году от приступа стенокардии, в возрасте 46 лет. Почему-то особо талантливые люди долго не живут.

Россия, Москва, пейзаж, портрет, музеи

Previous post Next post
Up