1 февраля нас (пользователей московского транспорта) ждет глобальная перестройка тарифной системы. Точнее, процесс зачем-то растянут на несколько этапов: какие-то билеты будут введены/отменены 1 февраля, какие-то - 2 апреля, и что-то осталось еще на июль. В ЖЖ Каца и на некоторых профильных форумах на эту тему очередные дифирамбы: как же, наконец-то первый проездной на время. Но за исключением этого небольшого достижения, почти все остальное - очевидный шаг назад (да, восторгов Каца я совсем не разделяю).
Документ с новыми тарифами -
здесь.
Вот
здесь лежит более понятное сравнение того, что было с тем, что будет.
Дальше будет анализ плюсов и минусов новых тарифов.
Хотел начать с позитива, но опять не получается: в каждом плюсе есть изрядная ложка дегтя. Итак:
+ Напрямую к новым тарифам не относится, но с 1 января ММТС, наконец-то интегрирован в тарифную сетку Мосметро. Всего каких-то восемь лет потребовалось, чтобы признать очевидное. Поскольку понятно, что "чистую зону" Мосметро невозможно расширить на ММТС (особенно на "ВДНХ"), реализовано это следующим образом: пробитый билет на метро (монорельс) действителен для прохода на станциях пересадки "ВДНХ" и "Тимирязевская" в течение 90 мин. Правда, не уточняется: 90 минут с момента первого входа (поскольку время выхода прокнтролировать невозможно), то есть пассажир, приехавший с "Медведкова" имеет кучу времени, чтобы сделать все свои дела на поверхности. в то время, как митинский пассажир едва-едва успеет добежать до пересадки.
++ Наконец-то расширен тупой срок действия попоездочных карточек - с 45 до 90 дней. Ездящие постоянно теперь могут спокойно выехать даже из 60-поездочной.
++ Впервые (ну, почти) появляется комбинированный билет "на время": за 90 минут можно один раз воспользоваться метро и неограниченно - наземным транспортом. Очевидный прогресс, но есть свои но:
- наземный транспорт ограничен машинами МГТ, и непонятно, почему метро ограничено одним проходом. Классический билет на время, напомню, - это билет на все без каких-либо ограничений.
Негатива значительно больше, и он на порядок серьезнее.
--- Самая засада: жестоко кинули владельцев банковских карт с транспортным приложением: теперь все поездки на метро стоят 28 руб. (шкала была регрессивной и 70 поездок стоили чуть больше 17 руб. за штуку), на МГТ - 26 руб. (аналогично: раньше 70 поездок были по чуть больше 12 руб. за штуку). Засада внушительная, если учесть, что многие пассажиры поназаводили ненужных и в остальном неудобных карт Банка Москвы только в расчете на дешевый транспорт, их срок действия - 3 года и каждый год оплачивается "комиссией за ежегодное обслуживание". Всем стало понятно, что вся операция была призвана резко увеличить клиентскую базу БМ. Теперь все эти карты можно смело нести на помойку.
--- Новые тарифы вводятся под соусом "Единые билеты на все". При этом деликатно обходится вопрос "А как же маршрутки, электрички и область?" Хотя нам и обещают электрички с 2014 года, мы-то понимаем, что, во-первых, их включение в общую тарифную схему вызовет еще одно подорожание (скорее всего, немалое, но об этом ниже), а во-вторых, любое исключение из правила "билет на все" рушит само это правило, то есть получился не такой уж принципиально новый билет, а просто метротариф расширен на МГТ на далеко не лучших условиях.
--- Если система позиционируется как единая, то почему итоговый тариф рассчитывается как сумма ММ+МГТ вместо усреднения (ММ+МГТ)/2? С новыми тарифами люди не станут ездить больше, каждый пассажир в каждый момент времени находится в конкретном транспортном средстве, а не в двух сразу. Почему же его заставляют платить за использование автобуса и метро в одно и то же время? Мало того, стоимость проезда на автобусе при новой системе приравнена к проезду на метро, т.е. 20 поездок по универсальному билету стоят 500 руб. вместо усредненных старых цен (520+375)/2=~450. Годовая безлимитка будет стоить 17 тыс. руб. (около $570), и это подается как радикальное удешевление по сравнению с суммой безлимиток на ММ (11430) и МГТ (7300). Само собой 17000 чуть-чуть меньше 18730, но почему эти величины вообще складываются? И если у пассажиров, которые пользуются только МГТ годовой за 7300 сохраняется, то как быть с пассажирами, которые используют только метро (а таких немало: достаточно взять всех жителей города, проживающих и работающих в шаговой доступности от 188 станций метро), либо только то или другое (таких меньше, но тоже достаточно)? И что, в случае, если ППК (электрички) присоединятся к новым тарифам, то к городскому проездному надо будет прибавить стоимость сезонки? А с присоединением маршруток - все дружно пересаживаются на автомобили или ходят пешком?
-- Отменяются билеты на 1 и 2 поездки на метро. То есть не просто удорожаются, а именно отменяются. Косвенной заменой 1-поездочного будет служить 90-минутный, с ростом с 28 до 50 рублей.
-- Донельзя запутанная система. Зачем нужен этот "переходный" период с 1 февраля по 2 апреля? Не успеваете подбить бабки в рамках всего проекта - задержите весь проект на два месяца, никто не умрет, вместо того, чтобы всех окончательно запутать.
-- Метро полностью отменяет билеты "только на метро", вводя наборы "универсальных" (с ограничением числа поездок) и "комплексных" (с ограничением по времени) билетов, которые будут действовать и на Мосметро+монорельс, и на наземке МГТ.
+ При этом МГТ свои билеты сохраняет в целости, с небольшими округлениями. На некоторые виды цена даже упадет (например, 20-поездочный со 2 апреля будет стоить 350 руб. вместо 375).
- Нигде пока не упомнято о принципе расчета этих 90 минут. Считается ли пассажир, прошедший через турникеты метро на 89-й минуте оплатившим проезд? Очевидно, да, поскольку за линией турникетов билет не требуется. А как с МГТ, где билет надо сохранять до конца поездки? Если контроль обнаруживает пассажира на 100-й минуте его поездки - это заяц или нет?
В общем, к сожалению, в очередной раз приходится констатировать, что московский транспорт и дептранс работают для чего угодно, только не для пассажиров. Вроде бы новый мэр пообещал, что подорожания не будет, а оно - вот оно, умело прикрытое пиарным жонглированием цифрами.