Еще одна история из моего далекого прошлого - поездка в Выксу, небольшой город на западе Нижегородской области, в ноябре 1999 года. Я уже почти забыл о ней, но, «путешествуя» как-то по викимапии, нашел на ней Выксу, рассмотрел все те места, где побывал когда-то, и в порыве ностальгии выудил свой старый рассказ о той поездке. Рассказ оказался полным отстоем, поэтому я его радикально переписал. Если кто читал первую редакцию, и ее переложение для «Семафора», найдут немного отличий, хотя в фактология не изменена. Помню, та поездка произвела на меня сильное впечатление и, думаю, вам будет интересно узнать, как меня приняли за инопланентянина, кого и за каким занятием можно встретить в тайге в полночь, можно ли дойти пешком из Рязани в Шацк, и что может этому помешать. Карта в помощь:
http://mapn38.narod.ru/map2/index07.html.
1.
Мы ехали томским поездом, который ходил тогда еще Казанским ходом. Сейчас томский перенесен на Горьковский ход, и единственная возможность приехать в Навашино в разумное время (читай - не в два часа ночи) исчезла. Ехать всего часов пять: станция Навашино, откуда ходят автобусы в Выксу, лежит сразу за Муромом. Выспаться поэтому не удалось. До Шатуры была какая-то интересная книжка, Вековка была освещена как днем, и холодный свет люминисцентных прожекторов проникал внутрь вагонов, будя и не давая уснуть. В Муроме уже пора было собираться на выход. В темноте простучали по мосту через Оку. В полной темноте видны только огни Мурома на левом берегу. Успеваем с напарницей выпить по кружке чаю и вместе с огромной толпой вываливаемся на низкие платформы навашинского вокзала. Состав свистнул и повез воздух в сторону Арзамаса.
Многие, конечно, помнят, разруху конца девяностых, усиливавшуюся по мере удаления от центра цивилизации. Навашино и Выкса были как раз такие места на грани выживания натуральным хозяйством. Почти все высадившиеся осели на автовокзале с рекламой Выксунского аэропорта на стене. Аэропорт давно не работает, а реклама с телефонами продолжает висеть. Автобусы на Выксу уходят каждый час, но в наш ЛАЗ набилось народу на три полноценных рейса. Всю дорогу пришлось стоять на одной ноге, удерживая рюкзак едва ли не на макушке. При этом раньше в город со станции вела 30-километровая железнодорожная ветка с пассажирским движением, недавно отмененным.
Въезжаем в город одновременно с рассветом. На автовокзале вблизи одного из городских прудов высаживаемся из теплого автобуса в морозное утро. Переходим по дамбе на левый берег и начинаем поиски следов узкой колеи.
Здесь надо бы сказать, зачем я вообще поехал в эту заурядную глухомань между более известными Муромом и Арзамасом. В начале 90-х Дунаевская картографическая фабрика выбросила на рынок несколько атласов областей Центральной России двухсоттысячного масштаба, что в переводе значит «в одном сантиметре два километра». Это были первые в стране нормальные карты со снятым грифом СС/ДСП, из которых становилось понятно, почему, едучи по Щелковскому шоссе, проезжаешь Балашиху, а также, что «бетонок» на самом деле две, и они действительно образуют круги. Я уверен, что все фанаты хорошо помнят эти карты, а многие даже ездили за ними на Полянку.
Выкса, находясь на стыке Нижегородской и Владимирской областей, на этих картах неожиданно выглядела как клубок узкоколейных линий, из которого выпадала и тянулась далеко на юг одна ветвь с несколькими усами. По этой ветви, ели вдруг там обнаружилось бы движение, можно было бы попасть в Рязанскую область, и после небольшого пешего перехода - в поселок Ермишь, откуда должен быть автобус в Сасово, к железной дороге Москва - Сызрань. Но даже если бы движения там не было бы, то меня достаточно заинтересовал сам город с таким необычным названием: монастырь, усадьба основателей, несколько огромных прудов, да и какие-то остатки УЖД, в том числе станции «Станция №1» и «Павильон», должны были сохраниться. Лишь одна мысль не давала покоя: мы взяли палатку, поскольку почти до самого отъезда в средней полосе стояла относительно теплая осень. Но буквально накануне температура упала и выпал снег. Ночевать в снегу не хотелось, но решение этого вопроса я оставил на вечер. Результат превзошел все ожидания.
2.
3.
Первые рельсы мы обнаружили где-то на задах. Вдоль заборов, каких-то сараев и заснеженной промзоны вышли к остаткам станции в виде деревянного барака. Минут через 20 выходим к станции «Павильон», теперь можно и по карте сориентироваться. В последнем на тот момент издании «Вольной энциклопедии» говорилось, что с «Павильона» уходят все поезда. Однако здесь все еще более запущено, чем в Черустях-2 - двери заперты, разбитые окна забиты фанерой. Хотя несколько грузовых вагонов на путях есть. У пробегающего мальчишки осведомляемся, как тут, собственно, дела с узкоколейкой. Молодой человек совсем не в курсе. Получается, дорога успела захиреть так давно, что молодое поколение на такое чудо даже не обращает внимания? И колея - так себе, полуживая. Но мы идем дальше и натыкаемся на стрелку и третий рельс - здесь начинаются пути металлургического завода, совмещенные с обычной колеей. Наконец, выходим на живую станцию и первым делом видим домик с надписью «Столовая» под дымящейся трубой. Обходим вокруг, находим единственную незапертую дверь. Внутри что-то готовится, но оттуда из недр нам отвечают, что «сегодня мы не работаем». А ведь пора уже подкрепиться.
4.
Справа открылся еще один пруд, не меньше предыдущего, а на другом берегу рядом с многоэтажками (до этого мы бродили по частному сектору) - натуральная набережная.
5. У депо миниатюрный тепловоз ТУ суетиться на путях. Подходим к нему, выясняем у машиниста текущую ситуацию на дороге, и возможность вписаться в тепловоз на юг. «Не, ребят, я только по городу здесь, по заводу… А пассажирские давно уж не хоють…».
6. Разочарованные, идем дальше и натыкаемся на узкоколейный паровоз на постаменте. Судя по справочнику Москалева, это чешский паровоз Кч4-286, выпущенный Шкодой в 1950 году, последний из работавших на Выксунской системе. На табличке, прибитой к тендеру, сказано, что этот паровоз сделал последнюю поездку в 1978 году, а в 1985 - поставлен на постамент.
Рядом расположилось белое здание с надписью «Станция № 1». Мы заглянули туда, и столкнулись в дверях с милейшей женщиной с чайником в руке, которая, по-видимому, была дежурной по станции. И хорошо, что зашли. Она сразу поняла нашу сущность, и, хотя съестного мы здесь не нашли, зато получили исчерпывающие сведения о состоянии металлургической и лесовозной узкоколеек в Выксе, вплоть даже до телефона диспетчерской лесовозной дороги. По ходу разговора она позвонила туда и выяснила, что сегодня в четыре дня будет поезд на Димару. Дорога на юг оказалась жива! Только пойдет поезд с дальней станции - с лесозавода. На прощанье мы узнали о возможности перекусить в городе. Оказалось, это не так сложно: «Столовая есть на рынке».
Столовка оказалась первоклассной - на 26 рублей мы хорошо поели, учитывая, что это была весьма общепитовская еда. Объевшись и разморившись на солнышке, жарившем через стекло, я задремал. Не знаю, сколько это продолжалось, однако, надо было двигаться: изначально мы не планировали после поездки по УЖД возвращаться в город, поэтому до четырех нам надо было многое успеть. Первым делом - местный краеведческий музей. Он занимает главный дом бывшей усадьбы Баташевых вблизи автовокзала.
7. Усадьба оказалась длинным трехэтажным зданием в стиле позднего классицизма минимумом декора в виде чугунных решеток балконов. Хотя скорее всего здание было перестроено.
Выкса с нынешним населением около 50 тыс. чел. была основана в 1757 году Баташевами, выходцами из тульской династии, как Выксунский железорудный завод. В окрестных болотах были разведаны залежи болотной руды, они-то и послужили базой для лесного производства. В музее значительная часть экспозиции была посвящена отцам-основателям, братьям Баташевым. Казалось, здесь на них молятся: эти люди создали город на пустом месте, среди лесов, лугов и болот. Уникальная система городских прудов (ее автор - инженер Попов), оказалось, имеет место быть не просто так - вода использовалась в металлургии и для других работ (хотя для человека непосвященного домны и вода - вещи несовместимые). И лишь позже, поездив вдоль Оки - в Тулу и Гусь-Железный, я уяснил, что Баташевых была целая династия, и некоторые из них были порядочными скотами. Надо сказать, что через пару лет после описываемой поездки в Выксе появился клыковский памятник братьям.
8. За домом раскинулся обширный пейзажный парк (Википедия почему-то описывает его как «аналог Версаля и Петергофа», что, конечно, неприкрытая лесть), в котором сохранилась беседка. Был еще крепостной театр, но его здание утрачено.
9.
10. Западнее парка расположена Красная площадь. Кажется, что здание на ней входит в усадебный комплекс, но на самом деле это ДК металлургов имени Лепсе, выстроенный в конце 1920-х гг. из кирпича, взятого из оград Иверского монастыря.
На выходе разговорились с охранником музея про монастырь. Не Дивеевский, до которого здесь сравнительно недалеко, а монастырь прямо у черты города, до него совсем рукой подать. Из-под кипы бумаг было извлечено потертое расписание редких городских автобусов, и нам терпеливо (но так медленно!) объясняют, что до монастыря надо ехать на «тройке», но можно еще и на «четверке», только «тройка» пойдет вот уже сейчас, а «четверка» еще не скоро и совсем не отсюда. В довершение нам предложили оставить рюкзаки здесь, чтобы прогуляться налегке. Охранник вышел провожать нас на улицу и все продолжал уточнять сколько ехать и где какие остановки. К противоположной стороне площади как раз подъехал автобус - наша «трешка», пришлось пробежаться.
11. В том далеком году Выксунский Иверский монастырь был еще группой полуразрушенных зданий. Братские кельи, все еще как-то приспособленные для жилья, заняты чем-то вроде школы-интерната.
12. Нижние ярусы разрушенной колокольни, выходящий к автобусной остановке, имеет слегка ухоженный вид: реставрируется, и вокруг нее висят плакаты, что это вот, мол, колокольня, и вообще - монастырь.
13. И, наконец, самое грандиозное сооружение - Троицкий собор - невероятно велико. Хотя от него остались лишь часть стен, арки с перекрытиями и притвор, выглядит руина все равно очень фундаментально. Запечатлеть его на пленке оказалось непросто - со всех сторон собор окружают гаражи и деревенские дома, подступающие почти вплотную. Наиболее удачная точка оказалась на вершине горы арматуры и битого кирпича (видимо, останки внутреннего убранства), по высоте едва ли вполовину ниже храма.
14.
15.
Дважды нам встречалась женщина в монашеском платье. Как оказалось, она - единственная монашка этого несуществующего ныне монастыря, живет при нем уже много лет. В 2011 году началась вялая реставрация (а скорее - постройка заново) собора, но позже работы были приостановлены.
Продолжение:
http://gronlandsvarg.livejournal.com/107788.html.
http://gronlandsvarg.livejournal.com/108091.html.
http://gronlandsvarg.livejournal.com/109403.html.