Про питерские "художества"

Feb 28, 2014 01:09

Нахожусь под большим впечатлением от недавнего решения Дзержинского суда Санкт-Петербурга

ГРАНИЦЫ ИСКУССТВА

Ставлю синяки фигурные. Недорого! Всего за два пряника.
Жду в переулке за школой. Спросить Павлика.
Журнал «Трамвай»

Есть такой определенный вид человеческой гордости, когда люди считают унизительным для себя извинение. Каждое свое действие, даже неуместное, неудачное или попросту глупое, эти люди стремятся оправдать. «Это была шутка!», - самая простая отговорка. По большей части люди, исповедующие этот подвид гордости, стремятся переложить вину на аудиторию. И тогда мы слышим: «Я так вижу, а вы ничего не понимаете!».

Художника, как известно, может обидеть каждый. И одного такого обиженного художника все мы знаем по событиям тридцатых и сороковых годов прошлого века в Европе. На его примере все мы узнали от «я так вижу», до «видьте также или умрите» путь не так уж и далек. Ничего не поделаешь - диалектика. И это наводит на грустные размышления, если вспомнить, сколько представителей так называемого «современного искусства» думают, что идут по пути политического протеста.

Вот только политика, в ее, наверно, самом древнем и, видимо, как раз по этому, самом общем определении - дело, важное для многих. И «обижают» нежеланием понимать эти видения художников как раз такие «многие». Новости о примерах отношения к так называемому современному искусству буквально как к мусору веселят многих не первый год.

Приходят, что характерно, и из просвещенной Европы. В далеком 2004-ом году британская галерея Tate выплатила современному художнику Густаву Мецгеру крупную денежную сумму. Ее размер до сих пор держится в секрете. Компенсация была уплачена после того, как полиэтиленовый пакет с мусором, являвшийся частью «первой публичной демонстрации автодеструктивного искусства», был отправлен уборщицей в утилизационную дробилку.

Позднее, в 2011-ом году широкий резонанс получил случай с другой уборщицей, уже в галерее Ostwall в немецком Дортмунде. Здесь коллега британки из предыдущей истории повредила элемент композиции «Когда начинает капать с потолка» известного деятеля «современного искусства» Мартина Киппенбергера. Женщина просто помыла грязный таз, оказавшийся частью произведения.

И, наконец, совсем недавно, в феврале этого года в итальянском городе Бари, сотрудница клиринговой компании подмела кусочки картона, бумаги и крошки печенья. Они были заботливо разложены на полу галереи Сала Мурат другим современным художником и стоили в таком виде, согласно страховой стоимости, 10 тысяч евро. Инциденты подобного рода случаются гораздо чаще по всему миру, с тех пор, как современное искусство стало популярным. И они не могут не раздражать художников.

Преклонение перед «современным искусством», в Европе, как мы видим, часто выраженное в твердой валюте, докатилось, кажется, и до России. По крайней мере известный своими акциями политического членовредительства деятель «современного искусства» Петр Павленский в феврале был судом. Его попытка продемонстрировать жителям Петербурга маленький Евромайдан, с горящими покрышками, жовто-блакитными флагами и всем прочим, официально признана актом искусства, а не хулиганством.

Для тех, кому не довелось приобщиться к этому акту, нюхая рано утром 23 февраля едкий дым покрышек подожженных художником с товарищами на Малом Конюшенном мосту, кратко перескажу, в меру своего понимания, что включала в себя эта инсталляция. Несколько художников, во главе с Павленским, принесли на мост несколько старых покрышек, подожгли их и развернули флаги - государственные флаги Украины и черные флаги, очевидно, символизирующие полотнища УПА или общую анархию происходящего в этой постсоветской стране. Да, пока покрышки дымили, а флаги развивались, художник и его подмастерья достали палки и листы металла и начали стучать ими друг о друга, подражая полицейским, наступающим на демонстрантов. Спустя полчаса деятели «современного искусства» были задержаны силами правопорядка, ведь все происходящее не было согласовано с властями, а покрышки - потушены пожарным расчетом.

Сам Павленский еще до судебного заседания пояснил, что его инсталляция была «песней освобождения и революции». Что ж, если освобождение и революция - это едкий черный дым и громкий стук дерева о металл по утрам в праздничный день, то… спасибо за демонстрацию. Надеюсь, что многие активисты политического протеста живут в Петербурге неподалеку от Малого Конюшенного моста и инсталляция Павленского нарушила их утренний сон. Многие почитали бы такое стечение обстоятельств полезным для общественного здоровья. Да и петербургской полиции и экстренным службам стоит намотать на ус. Полчаса до прибытия на место потенциальной чрезвычайной ситуации? Куда это годится!

Но Дзержинский суд Петербурга вряд ли руководствовался подобными соображениями, снимая с него обвинения в хулиганстве. Даже если в зале суда в день процесса, 25 февраля, собрались тонкие ценители «современного искусства», решение следовало бы принимать по закону. В «судебной столице» России уж точно. Иначе можно подумать, что ее честь судья Лариса Бражникова переплюнула даже просвещенную Европу в ее культурной и политической толерантности.

Вспомним, даже глава МИД Польши Радослав Сикорски в своих комментариях по поводу «большого» Евромайдана в Киеве подчеркивает - так называемая «новая власть» Украины должна быстро наладить страну, чтоб иметь моральное право возлагать ответственность за сотни жертв сложившейся ситуации на своих предшественников.

Вдруг подумалось, а что если объявить все, что происходило на Украине последние месяцы - глобальной инсталляцией, актом «современного искусства». Может, тогда и жертвы спишутся, и Сикорски с коллегами будут благосклонны и выделят вожделенную материальную помощь снова молодой, снова демократической стране? Думаю, даже если такое решение будет принято, оно вряд ли повлияет на оценки британских и североамериканских дипломатов и финансистов. Уже сегодня, они лишь призывают Россию продолжить помогать соседу, не торопясь раскошеливаться на стабилизацию.

Что же до последних тенденций в оценке «современного искусства» в России, то теперь же остается только уповать на то, что в России не прецедентное право. Иначе в самое ближайшее время популярными станут инсталляции «пьяный ветеран ГРУ сажает самолет», «свободно мыслящая молодежь завладевает гелендвагеном без цели хищения», «товарищ с востока открывает огонь из пневматического оружия» и многие другие проявления «современного искусства». А уж вождение автомобиля в пьяном виде точно можно целым направлением «современного искусства» объявить. Конечно, если за рулем - художник.

громские тексты

Previous post Next post
Up