Метрополитен-музей по праву гордится своей коллекцией живописи. И как уже поняли самые догадливые, нінче речь пойдет об импрессионистах и постимпрессионистах. Коллекция этих мастеров в Мете богата и обширна, что неудивительно, ведь в конце 19 - начале 20 века именно американские магнаты были основными коллекционерами и покупателями живописи. В основу этого собрания положено несколько частных коллекций, которые по завещанию владельцев были переданы в музей. Кстати, и сейчас коллекция Метрополитен-музея (и не только его) пополняется в основном за счет даров и пожертвований меценатов. В Америке, к слову сказать, меня знакомые не раз спрашивали: в чем основное различие между вашими и нашими музеями? И главное различие, которое встает во всей красе при ближайшем рассмотрении, это то, что ИХ богатые коллекционеры жертвуют музеям свои коллекции, пополняя и приумножая таки образом славу отечественных музейных собраний, а НАШИ отбирают у музеев то, что было собрано меценатами позапрошлого века. Спросите, сколько в Украинском художественном, или в Музее русского искусства, или в Музее западного и восточного искусства осталось оригиналов? Думаю, правду вам не скажет никто…
Впрочем, хватит о грустном. Лучше - о прекрасном, а именно - о моем впечатлении от Метрополитеновского импрессионизма. Ну и постипрессионизма заодно.
Клод Моне. Отец импрессионизма, одна из картин которого, собственно, и дала имя всему направлению. Как любят повторять арт-критики, Моне породил импрессионизм, стал самым ярким его представителем и пережил его закат (художник прожил очень длинную жизнь). А я скажу по-другому: я просто люблю этого художника, который не просто сумел вызволить искусство с заточения в тесных студиях. Нет, думаю, не в этом главная тайна Моне. Он, живя на рассвете техногенной цивилизации, когда все думали, что именно в этом - щастье, увидел простую формулу, к которой спустя век пришло все мыслящее человечество. А именно - что истина в природе...
В Метрополитене много работ Моне, но вот вам две - «Пруд с лилиями» (одна четвертая часть знаменитого «кувшинкового» цикла) и «Подсолнухи». Не знаю как вам, а мне «Подсолнухи» Моне нравятся гораздо больше, чем их собратья кисти Ван-Гога…
Великолепно представлен в Метрополитен-музее Эдгар Дега. Причем один из залов полностью «подарен» его балеринам и танцовщицам. Представьте: целый зал танцующих балерин…
Ван-Гог. О самой моей любимой картине, которая была рождена этим сумасшедшим гением, как и о самом Винсенте, речь еще впереди, ибо «Звездная ночь» (а имею в виду я ее) находится в Музее модерного искусства (МоМа). А здесь - его «Ирисы», «Кипарисы» и один из вариантов «Подсолнухов» (предлагаю фрагмент).