"Милые бранятся - только тешатся"

Jul 17, 2017 17:11

 В начале июля глава МИД Польши Витольд Ващиковский дал интервью, в котором позволил себе высказать интересную реплику: «С Бандерой в Европу не войдете. Мы говорим об этом и громко, и тихо». Речь идет о резких расхождениях в оценке Бандеры и его соратников (бандеровцев) польским обществом и свидомым комьюнити. Если поляки однозначно ненавидят Бандеру за террористическую борьбу против межвоенного польского государства и косвенную ответственность за геноцид поляков на Волыни, то свидомые, наоборот, обожают за фанатичную борьбу за «незалежность Укры» и совершенно не готовы (пока) отказываться от него как от базового свидомого символа. Естественно, укростанская сторона ожидаемо отреагировала на высказывание поляка агрессивно - с истерикой в СМИ и соцсетях, резкими заявлениями укродипломатов.

Этот небольшой скандал в очередной раз «возродил» надежды у нашей патриотической и антимайдановской общественности на то, что данный «исторический» спор станет серьезным камнем преткновения между постмайданной Укрой и Польшей, способным привести чуть ли не к отказу от поддержки укрохунты со стороны Варшавы и стать препятствием на пути Укры в Евросоюз и др. западные структуры (1, 2, 3). Некоторые энтузиасты с восторгом приветствуют польскую жёсткость и даже обсуждают возможности для русских националистов найти какие-то точки соприкосновения с поляками в укровском вопросе и совместно бороться с бандеровщиной.

Есть ли под этими надеждами реальные основания? Скорее нет, чем да, сразу по многим причинам.

 Во-первых, надо сказать, что поляки давно уже (еще с нулевых годов) время от времени напоминают о том, что они очень «обеспокоены» развитием бандеровского культа на Укре (1, 2). Делается это, видимо, больше для внутренней аудитории, в которой сильны националистические и антибандеровские настроения, - просто чтобы не прослыть предателем памяти волынских жертв.

Во-вторых, открытые шаги к созданию бандеровского культа на Укре, на государственном уровне, началось задолго до второго майдана - например, еще в далеком 2007-м Ющенко присвоил Шухевичу ни много ни мало звание «Героя Украины», а в 2010-м - это же звание присвоил и Бандере. Как говорится, откровеннее некуда. Это даже не говоря про другие, менее заметные мероприятия из того периода, прямо способствующие бандеризации страны. Но польские власти почему-то поддерживали именно режим Ющенко, а не последующий режим Януковича, который как раз отменил ющенковские решения о героизации отморозков и вроде как занимал антибандеровскую позицию.

Видимо, поляки все же в своей политике на укровском направлении руководствуются немного другими мотивами. Как справедливо отмечает в своих публикациях О.Неменский (например, здесь), националистическая часть польского общества (интеллигенция, почти весь политикум) считает Украину (или хотя бы западную и центральную ее часть) землями, которые должны «по справедливости» принадлежать им, полякам. Потеря Украины, этих «Восточных крес», в 17-18 вв. воспринимается в этой среде до сих пор болезненно, и реваншистские настроения там сильны. Поэтому не выговариваемая вслух, но однозначная стратегическая цель польского истеблишмента (независимо от того, кто у руля - либералы или правоконсерваторы) - максимально оторвать Украину от России. Наиболее последовательными, активными проводниками нужной полякам политики в Укре являются именно свидомые, а не условные регионалы, поэтому, несмотря на то, что по историческим вопросам полякам явно удобнее с регионалами разговаривать, в том, что касается главной их цели - необратимого отрыва Укры от остальной Руси, - им, разумеется, удобнее именно свидомые.

В этом смысле, странно читать предположения некоторых публицистов, которые пишут, что «поляки наконец начали прозревать по поводу того, кого они все эти годы поддерживали». Вот, например, как эту надежду преподносит О. Неменский:

"В Варшаве наконец-то заметили, что на Украине формируется культ людей, которые во время Второй мировой войны устроили т.н. «Волынскую резню», считающуюся в Польше геноцидом в отношении поляков. Осознание, что сама Польша в своём чисто негативистском в отношении России «прометеизме» поспособствовала приходу к власти политиков, для которых национальным героем является Бандера, стало сильнейшим шоком для польской политической общественности"

Конечно, если подходить к данному высказыванию формально, то придраться сложно. Ну да, появились дополнительные публикации и высказывания поляков о неприемлемости культа бандеровцев на Украине. Ну да, сделаны эти публикации и высказывания в таких тонах, чтобы худо-бедно изобразить шок от происходящей бандеризации… Однако в контексте общей пропаганды РФ данный экспертный комментарий занимает своё место в мозаике и приобретает дополнительный смысл - подкрепить одну из главок пресловутого «хитрого плана», согласно которой «весь цивилизованный мир», возмутившись бандеровщиной укрохунты, поддержит позицию Кремля и вынудит Укру стать более человечной либо хотя бы накажет Укру так, чтобы ей не поздоровилось. И в этом плане рассказы о польских возмущениях бандеризацией Украины не выдерживают никакой критики.

На самом деле, поляки задолго до майдана знали, что ядром антироссийской части укровского общества и политикума являются необандеровцы. Ни о каких заблуждениях здесь и речи быть не может - поляки сознательно поддерживали этих отморозков, зная об их взглядах и симпатиях. С другой стороны, не надо прямо преувеличивать уровень бандеризации среди укровской «элиты» - Порошенко, вот, даже на колени в прошлом году становился, каялся за преступления укронациков 40-х (как когда-то Бранд каялся за Холокост, а Путин - за Катынь). Лично для Порошенко, как и для поляков, бандеровщина - удобный инструмент нагнетания русофобии, которую именно в этом качестве и будут пестовать, а вовсе не для возбуждения ненависти к Польше. Это, кстати, опровергает и другие многословные рассуждения различных горе-экспертов - будто бы Европа совершает ошибку, поощряя бандеровщину на Украине, т.к. созданный монстр неизвестно на кого накинется. Конечно же, никаких серьёзных оснований думать, что бандеровская Укра будет в обозримом будущем представлять для Европы угрозу, а не эффективное оружие против России и русских, просто не существует.

Кроме того, надо затронуть еще одно распространенное заблуждение среди наших патриотов. Они часто возлагают слишком большие надежды на восточноевропейских национал-патриотов (поляков, венгров, румын), с которыми-де можно будет полюбовно договориться, например, о разделе Укры. Надежды на польско-укростанский конфликт на исторической почве из той же оперы. Эти надежды не учитывают того факта, что все эти страны являются очень зависимыми от более крупных центров силы и даже Польша имеет ограниченные возможности для ведения активной самостоятельной политики. Вашингтон, Брюссель, Берлин - вот где в первую очередь будет определяться политика НАТО, ЕС в отношении Укры и Польша будет послушно этим решениям следовать. Разумеется, поляки косвенно могут повлиять на принятие этих решений, будучи членами ЕС и НАТО, но масштаб этого влияния не надо переоценивать.

Здесь полезно вспомнить, что в своё время у многих наших патриотов были надежды на то, что такие укровские тяжеловесы как Тимошенко и Коломойский попробуют развязать открытый конфликт с Порошенко («третий майдан», «поход добрбатов на Киев»), что, разумеется, негативно отразится на стабильности хунтовского режима, вплоть до распада страны. Но, как мы видели, амерские кураторы находили нужные слова, Тимошенко с Коломойским послушно поумерили свои амбиции и молча уступили Свину. Вот здесь всё аналогично - если поляки и впрямь принципиально будут стоять на позиции недопущения бандеровщины на Укре (что на самом деле почти наверняка не так), то политики из Вашингтона и Брюсселя обязательно найдут подход к полякам, после которого они про эту бандеровщину благополучно «забудут». Так что не стоит здесь тешить себя вредными иллюзиями.

С другой стороны, странно, что поляки только спустя три с половиной года после майдана начали активно «замечать» процессы бандеризации Укры. Думается, что это неспроста, время выпадов (Витольд давал интервью в начале июля, накануне визита Трампа) выбрано не случайно и поляки каких-то целей все-таки хотят добиться. Можно сделать предположение, что поляки просто устраняют лишнего конкурента на поле восточноевропейской русофобии. Как известно, они уже не один год преподносят себя как форпост, который защищает свободный западный мир от восточных природных агрессоров, только и мечтающих, как бы очередную агрессию против Европы осуществить. Теперь, как нетрудно видеть, эту роль куда более истерично и агрессивно на себе примеривает Укра. Вот поляки и хотят немножко подорвать позиции Укры внутри антироссийского альянса, чтобы в балто-черноморском регионе главной страной, противостоящей России, продолжала оставаться именно Польша, а не Укра. Торговля русофобией, к сожалению, сегодня довольно выгодное дело, и под эту политику можно у Вашингтона выбить соответствующие «пряники». Вот репутацию постмайданной Укры и решили, видимо, из-за этого подмочить, а то свидомая Укра уже возомнила о себе невесть что.

Таким образом, если смотреть с точки зрения наших интересов, польско-укровский спор вряд ли может быть нам полезен. Как из-за того, что он почти не имеет шансов выйти за рамки сугубо исторического спора, так и из-за того, что во многом затеян поляками для закрепления своей роли лидера антироссийского альянса стран «Межморья» (а также роли главного проводника американской политики в этом регионе, со всеми вытекающими отсюда для них бонусами). В этом смысле, причины этого конфликта аналогичны конфликту между Катаром и саудитами, но пока с куда меньшим градусом накала. Короче говоря, классическая борьба жабы и гадюки.

Так что пусть укросвидомые и поляки грызутся друг с другом за право быть большими русофобами и более надежными амерскими клиентами - у нас там союзников быть не может. Мы должны скорее думать о поддержке наших братьев, томящихся сейчас под свидомой оккупацией, ибо тенденция такова, что оккупация будет длиться еще очень долго и без нашей поддержки русским б.УССР будет совсем туго…

Текст на Политпрогнозе

Политпрогноз, украинство

Previous post
Up