Опубликованная зимой на «Политпрогнозе»
статья Ю.Барбашова про «Украину» интересна и производит немалое впечатление рядом ярких тезисов и образов. Тем не менее, стоит к одной идее, которую выдвинул автор, сделать некоторые уточнения. А именно, Барбашов сравнивает нынешнюю укро-эрэфянскую конфигурацию с состоянием удельной раздробленности Древней Руси. То, что, как и в XIII веке, русские находятся под властью разных правителей/режимов и упоённо «грызутся» друг с другом.
Вот здесь и стоит отметить: всё на самом деле хуже.
Проблема в том, что хотя москвичи, киевляне, галичане и прочие удельные русичи и боролись тогда друг с другом, им всё же не приходило в голову отказываться от русской идентичности, подавлять или тем более сменять её на что-то совсем другое. Да, разумеется, нынешняя русская идентичность и тогдашняя - это небо и земля (если судить по степени «наполнения» оной); в конце концов, в каждую эпоху идентичность проявляется по-своему, в тех ситуациях, которые актуальны в новых условиях. Но всё же уже был общий язык, общая вера (для того времени это чрезвычайно важно) и, пусть и слабое, но осознание себя одним народом и отделение от своего народа «чужих» (греков, немцев, половцев, татаров и т.д.). Собственно, такая ситуация ведь известна была еще в древности у эллинов, когда те были разделены на много полисов, которые вполне могли друг с другом воевать и очень даже воевали. Тем не менее, нигде в полисах не подавлялась сама по себе эллинская идентичность (язык, культура, историческая память - все, например, одинаково чтили героев Троянской войны). Аналогично у итальянцев или немцев: разделены то были на множество разных монархий или республик, которые вполне могли друг с другом «грызться», но при этом и там тоже никому на ум не приходило специально подавлять итальянскую или немецкую идентичность (если в отдельных регионах и подавлялось, то очень ограниченно). Конечно, в каждом регионе при этом формировалась еще и своя местная идентичность, но она чаще представляла собой надстройку над общей базой.
Вот весь трагизм и мрак нынешнего положения на Руси заключается в том, что, кроме удельной раздробленности (что само по себе очень скверно), идет ещё и подавление, вытравливание самой русской идентичности на территории Укры. Причем вытравливание буквально всех ее компонентов, без исключения - языка, культуры, национальной исторической памяти и даже самого русского имени. Действительно, во всех институтах укрогосударства (почти во всех учебных заведениях, в административной сфере, в государственных СМИ и т.д.) русский язык заменен на мову. В сфере культуры, например, русский Пушкин заменяется на укропа Шевченку, аналогично с остальными представителями. В сфере исторической памяти Пётр заменяется на Мазепу, Шульгин на Петлюру, а Жуков и Ковпак на Бандеру и Шухевича. А уж с русским именем, известно, что там происходит - предаётся поруганию везде, где только можно, особенно «нажористо» в школах:
Click to view
Да даже на таком второстепенном уровне, как одежда и прическа, навязываются "украинские" вышиванки и чубы. Если в какой-нибудь Саксонии или Баварии над общенемецкой идентичностью надстраивалась уже какая-то своя, региональная, то в данном случае никаких надстроек - только планомерное и системное уничтожение и замена её отдельным суррогатом. При этом, суррогат этот не просто нерусский (это еще полбеды) - он накалённо антирусский. То есть, идёт брутальное насилие над национальной идентичностью (а это основа основ сознания большинства людей), русскость ломают через колено.
Как мне кажется, это куда ужаснее обычной удельной раздробленности.
Точно помню, что весной-летом 14-го многие публицисты с явной надеждой смотрели на Новороссию, ожидая, что там появится свое чисто русское государство, которое станет точкой сборки для национально мыслящих людей всего русского народа. При этом подчеркивалось, что Новороссия не должна объединяться с РФ (хотя бы какое-то время), учитывая то, сколько в РФ русофобии на всех уровнях государства и общества (как минимум Дугин об этом писал). То есть, вопрос сохранения и укрепления национальной идентичности патриотическими набюдателями по степени важности ставился явно выше, чем простое механическое объединение с РФ. Главное спасти и укрепить русскость, пусть пока и не на всей территории исторической Руси. «Лучше меньше, да лучше». Но, как известно, не получилось...
Таким образом, нынешний вызов куда серьезнее, чем простая удельная раздробленность. Если из состояния раздробленности русичи всё-таки, пусть и с огромными потерями, но вышли (и наличие общей национальной идентичности здесь сыграла одну из ключевых ролей), то выйдем ли мы из нынешнего кризиса, когда враг явно бьёт ниже пояса - большой вопрос.
Текст на Политпрогнозе