Оригинал взят у
torchuck в
Фото история, или зачем фотографу учиться рассказывать?Пока мы ожидаем публикации фотографий лауреатов Золотой черепахи, начну как и обещал размещать тексты выступлений участников дня анималистики.
И следуя проверенному годами принципу, начну с себя. Предлагаю немного адаптированный и доработанный вариант текста.
Слайд 01-02
Если вы думаете, что я буду рассказывать вам как нужно делать фото-истории, то вы сильно ошибаетесь. Во-первых я сам не могу назвать себя специалистом в этой области, хотя за последнее время определенный опыт в написании статей у меня появился. Но главное что вы все умеете это делать сами! Не верите? Ну хорошо давайте разбираться:
Слайд 03
Что такое история?
На самом деле история, не важно - фотографическая или нет, это в первую очередь умение рассказывать. И мы учимся это делать с самого детства. Не даром сейчас умение рассказывать - так называемое "story-telling" пользуется популярностью в самых различных областях. И на эту тему проводят семинары и тренинги.
Ведь от того, как мы это делаем завит все наше общение и взаимопонимание. То на сколько успешным и полезным будет для нас обмен информацией. А ведь от этого зависит наш профессиональный успех, да и личный, если на то пошло, тоже.
Тем самым определяется наше место в мире. Будут ли у нас друзья? Добьёмся ли мы чего то? Как сложатся отношения в семье. Ведь именно благодаря рассказу происходит связь поколений. Вспомните, ведь всем нам в детстве рассказывали и читали разные истории родители? Для человека, это наиболее естественный способ передачи информации.
Слайд 04
Но почему-то мы не применяем этот навык к фотографии. А ведь если задуматься, то фотография очень близка рассказу. Для того чтобы показать это, давайте ответим на вопрос что такое фотография? и для чего она нам нужна?
Фотография передает информацию, эмоции и впечатления. Запечатлевает события. Все тоже самое, что делает и написанный словами рассказ. Более того фотография, она и сама по себе уже история.
Но мы упорно не хотим создавать "стерео эффект" и использовать фотографию и словесный рассказ вместе. А ведь это способ расширить границы наших с вами кадров. Сделать воздействие на зрителя и читателя гораздо сильнее.
Слайд 05
Бытует мнение, что фотографии не надо слов. Оно пришло из областей фото-журналистики, описывающей нашу с вами повседневную жизнь. Ту жизнь, что мы видим каждый день. Ту, которую нам показывают по телевизору. Это все то, что мы хорошо знаем. Что касается непосредственно самого человека.
Природная фотография - совсем другое дело. Здесь мы вынуждены рассказывать и объяснять. Большинство людей знакомы с животными только по телепередачам или, скажем, по посещениям зоопарка. В итоге, то что мы снимаем и пытаемся показать-рассказать будет понятно только довольно узкой группе людей. И чем более специфическая область, тем сильнее этот эффект. Я очень остро сталкиваюсь с этим в подводной фотографии. Все что отличается от классического изображения рыбы - предстает зрителю практически полной абстракцией. При этом многие крохи знаний которые распространены, очень сильно искажены и только ухудшают восприятие.
В результате именно из-за недостатка знаний с одной стороны, и из-за не желания фотографов "говорить" с другой, складывается ситуация когда люди воспринимают фотографии животных только по так называемому критерию "умиления" («мимишности»). Вы хотите чтобы так было и дальше? Может быть стоит попробовать что-то изменить?
Для примера я выбрал фотографию португальского кораблика. И попросил ответить кто знает что это и чем он может грозить человеку (как и ожидалось даже среди натуралистов количество узнавших было порядка 5-6%).
Теперь возьмем фотографию где человек находясь вплотную находиться в воде с этим представителем стрекающих. Для тех кто знает это критическая ситуация. Ожеги могут привести к смерти человека. Если вы не знаете что это, то можно и вовсе подумать что это полиэтиленовый пакет плывет. И смысл фотографии совсем другой.
Слайд 06
Попробую предложить вам такой сценарий:
Давайте спросим себя: «Зачем вообще мы вообще фотографируем?». Ведь должна быть цель. Она может быть очень простой, например, сохранить на память интересный момент. Это тоже цель.
Поделиться впечатлениями, информацией. Или может быть мы хотим создать красивое, художественное изображение? Арт объект? То, что не стыдно повесить на стену, или подарить кому-то? Целью может быть самосовершенствование. Может быть, это нужно для участия в выставке или конкурсе. И наконец, целью может быть сделать рассказ, историю, научную или популярную статью.
А теперь задумаемся. Можно ли создать интересный кадр, если в нем нет своей истории, или хотя бы ее части?
Ведь интересный момент - это история. Впечатления - это тоже история, почти поэзия! Если мы учимся и работаем над ошибками - и это тоже история, очень, кстати, интересная и востребованная. Многим увидеть процесс гораздо интереснее и важнее чем конечный результат, где большая часть остается за кадром. Художественное фото, не возможно без подтекста, без второго... третьего...и так далее дна. У него должна быть глубина.
Именно такие фотографии «с историей», причем не в только в прямом смысле этого слова, имеют шансы на конкурсах. На них придут смотреть люди. Их будут обсуждать.
Слайд 07
И если мы будем это делать осознанно, то результат будет лучше, предсказуемее. В противном случае не будет понимания и развития. А процесс не будет доставлять нам удовольствия и радости. Будут только пополняться папки на жестком диске, которые потом даже не захочется открывать. А самое плохое, что это все имеет свойство прогрессировать.
Слайд 08
По этому, если мы действительно чего-то хотим, то нам необходимо учиться ставить цели. И учиться рассказывать. Ведь цель это уже начало рассказа. Посмотрите: как только появилась идея, как только мы ей заинтересовались, наша история началась.
И она будет развиваться, когда мы готовим съемку. Когда ищем информацию. Что-то пробуем. С кем-то общаемся и обсуждаем. Это будет завязка нашей истории. Потом собственно съемка. Это главное событие. Интрига. Кульминация. Получится или нет? Будет ли результат похож на тот что мы представляли себе в начале?
Потом мы возвращаемся. У нас есть некий материл, ну или хотя бы бесценный опыт, если что-то пошло не так. И тут очень важно завершить нашу повесть, сделать выводы. Это нужно чтобы все не пропало, а мы сделали шаг вперед.
И вот перед нами появляется законченное произведение, которое мы написали своими действиями, своей жизнью. То ради чего все и затевалось.
Слайд 09
Самое интересное, что рассказ этот получается сам по себе. Это эдакая каша из топора. Начинается, как я уже говорил, все с идеи. Обязательно - записывайте их. Всегда и при любых раскладах. Даже самые необычные и даже когда вы не уверены, что они вам когда-то пригодятся. Помните это идеи, самое ценное, что у нас есть. Это семена всего нового. Подумайте: мы тратим терабайты на старые фотографии, и нам жаль записать несколько строк про новые идеи.
Потом, до того как взять камеру в руки, задайте себе вопросы. Ведь тогда, в начале, вы гораздо ближе к тем людям, которые будут вашими зрителями. Вашими читателями. Вы еще далеко не все знаете. Вы еще не столкнулись трудностями. Еще небыло ни успехов, ни неудач. На эти вопросы вы сами себе и ответите. Только уже позднее. И каждый из них будет помогать и направлять на протяжении всего процесса.
Идем дальше.
Редко когда удается сразу встать и пойти снимать задуманное. Иногда надо ждать выходных (в лучшем случае). Или погоды. Или другого сезона... и т.д. В это время, если нам эта тема действительно интересна, мы все стараемся узнать про нее что-то новое. Там прочтем. Здесь поговорим, и так далее. Сохраняйте это. Понемножку. Места и времени требует немного, а польза может быть большая. Иначе, когда вдруг потребуется, найти повторно ту самую информацию, бывает ой как не просто.
Теперь собственно съемка.
Помним. Что у нас есть цель. И мы не просто нажимаем на спуск. Пробуйте осветить интересующую нас тему с разных сторон. Это важно. Я не призываю вас стать фото-журналистами. Но помимо вашей основной съемки, скажем художественной. Стоит подумать, как получить кадры с другого ракурса, со стороны. Сюда же без сомнения стоит отнести и «бэкстейдж». Можно конечно попробовать все сделать и самому, но проще найти единомышленников. Это и веселее и проще.
Потом, когда вы посмотрите на то что у вас получилось, на весь этот материал от начала и до конца, думаю там найдется не только на рассказ, но и на полноценную статью а может и куда больше.
Видите это совсем не похоже на вымучивание пары абзацев вокруг уже имеющихся фотографий. При этом сама съемка может стать более осмысленной, разнообразной и интересной.
Слайд 10
Мы посмотрели, что фото-рассказ нужен фотографу в его развитии. Что это неотъемлемая часть хорошей фотографии. А теперь посмотрим, что же еще дает нам умение рассказывать, на сей раз в материальной области. Фото-история это не просто увлекательно и полезно. Но еще и выгодно.
Стоимость фотографий с текстом возрастает в несколько раз. Так же растет их востребованность. Здесь у нас и прямая прибыль от продажи фотографических историй, и сопутствующие рост популярности, тренировка навыков. Ведь каждая публикация увеличивает шансы на успех в дальнейшем.
Из чего это складывается?
Первое, это конечно ваш опыт. Лучше текст. Лучший выбор фотографий. Более полный охват фотографиями интересных моментов. С другой стороны вас начинают читать и запоминать. Не только читатели, но и редактора, дизайнеры и т.д.
Дальше - больше. Все это начинает работать подобно снежному кому. И надо лишь начать.
Слайд 11
Но что же мы видим сейчас? Крупные издания в большей части полагаются на международный контент. Остальное заполняется за счет пары постоянных авторов. Вам остается только небольшой шанс, что у вас возьмут один самый лучший материал. Они используют силу своего бренда на 100%.
Но в результате у многих авторов нет стимула даже начинать что-то делать. Да это выгодно для таких изданий (меньше затраты, меньше усилий на поиск материала). Но в масштабах страны, это ведет к деградации авторов. Те люди, которые могли бы писать интересные истории, не делают этого.
А ведь для их материалов есть своя ниша, региональная. Получается что мы все меньше и меньше можем прочесть и узнать о том что находиться рядом с нами. О том что нам на самом деле доступно (в отличие от редчайших животных и супер-дорогих экспедиций на край света). Это очень плохо. Отсутствие информации приводит к снижению общего уровня. А со временем теряется уже само желание (умение) что-то читать... Это безразличие.
Эту тему я могу развить и дальше. Но она хоть и важна, но сильно выходит за рамки сегодняшнего выступления.
Слайд 12
Ну и в завершении вернемся к Дикому журналу. Я не буду сейчас подробно рассказывать про него рассказывать. Скажу только что он развивается и в ближайшее время Журнал будет зарегистрирован как средство массовой информации.
Но самое важное мы нуждаемся в авторах! Иначе, зачем бы я все это рассказывал? И чтобы поддержать вас, и дать дополнительный стимул мы организуем: Конкурс фото-рассказа.
Слайд 13 фотоконкурс
Мы уже объявили о первом конкурсе историй в рамках сотрудничества с проектом «большой год». Это всероссийский проект наблюдения за птицами,.
А сегодня я бы хотел анонсировать и общий годовой конкурс фото-рассказа. В котором могут принять участие все желающие. Традиционных разделов по видам животных в нем не будет. Только разделение на фото-рассказы и короткие заметки. Причем мы сознательно в первый год уходим от формата больших статей, чтобы как можно больше людей смогло попробовать свои силы.
Так же будут дополнительные отметки для наиболее интересных материалов по той или иной теме.
В конкурсе буду участвовать все статьи присылаемые в наш Журнал в течении года. Дата окончания приема 1 декабря. По итогам жюри конкурса, в которое войдут известные натуралисты, фотографы, журналисты, и блоггеры, выберет победителей.
Призовой фонд на данный момент определен в размере 100 тысяч рублей. И мы надеемся, что он будет увеличен за счет привлечения новых партнеров.
Так же по итогам мы планируем провести выставку.
Слайд 14
Пишите! Рассказывайте! Делитесь впечатлениями!
Спасибо за внимание. И отдельная благодарность Наталье Павлушиной за ее замечательные рисунки для Дикого журнала!
p/s Почему я не стал использовать фотографии в этом выступлении? Хотелось чтобы внимание слушателей не было отвлечено красивыми картинками.
И так или иначе нужно было бы вслушиваться в слова. Хотя Виктор Тяхт и назвал это провокацией)