Настоящий стимпанк еще и пользу приносить должен

May 13, 2014 00:08

Иногда, на интересные вещи натыкаешься совершенно случайно. Вот Ковровский городской парк, бывший парк КЭЗ (Ковровского экскаваторостроительного завода).


Вот что может найтись в городском парке среди батутов и каруселей?

А стоит там модель экскаватора "Ковровец" на постаменте. Никогда бы и представит себе не мог, что существовал паровой (!) экскаватор.
Памятник не заброшен, сама модель в хорошем состоянии, а вот постамент оставляет желать лучшего.


Немного о самом экскаваторе.
Википедия скупо говорит: " Ковровец - паровой экскаватор железнодорожного типа. Производился с 1930 года Ковровским ремонтным заводом НКПС. Всего к концу 1934 г. было изготовлено 177 экскаваторов."

А вот что пишет Н.Фролов, директор музея Ковровского экскаваторного завода (цитирую отсюда: http://www.techstory.ru/exco_one/exco_kovrovec.htm ):
"В конце 1920-х гг. прежние железнодорожные мастерские в г.Коврове представляли собой вагоноремонтный завод. В 1930 г. на базе вагоноремонтного завода были отремонтированы 12 экскаваторов различных систем. Почти все они были на железнодорожном ходу и именно по этому попали на ремонт в Ковров.
Именно тогда по инициативе рабочих и специалистов Ковровского ремонтного завода НКПС началось строительство экскаватора, за основу которого был взят экскаватор "Путиловец". Он создавался исключительно благодаря энтузиазму строителей. Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования, сказывалось отсутствие опыта и четкого руководства со стороны треста "Строймаштранс". Но инженеры и рабочие "сквозной ударной бригады" завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок.
21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный "Ковровцем", прошел испытания. После приемки Государственной комиссией "Ковровец" был отправлен в г.Горький для использования при расширении местного железнодорожного узла."

Несколько иначе воспринимаешь процесс создания после таких строк. Да и памятник уже воспринимается серьезнее.


Картинка с внутренностями.


Ну и о грустном: http://www.prizyv.ru/archives/338927 - статья 2011 года в газете "Призыв" (центральная газета Владимирской области), про то как КЭЗ не смог отметить свое 150-летие по причине ликвидации завода. А в 2013-м на разоренной площадке завода стали делать буровые трубы.

Вот, сделал отметку на Викимапии: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.372575&lon=41.308103&z=19&m=h&v=9&show=/30682999/ru/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC

Дата съемки: 08.05.2014

Владимирская область, Техника/памятник

Previous post Next post
Up