Наваял тут простыню с картинками. Сейчас покажу.
Илья Муромец и Козьма Минин
В октябре 1941-го - феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо города Горького, был построен бронепоезд «Козьма Минин». В боевой состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов входил и «Илья Муромец», построенный в те же месяцы железнодорожниками города Мурома по чертежам, которыми пользовались горьковчане. Кроме того, для обеспечения вспомогательных служб дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1, две - ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой - 335 человек. Крепкие, приземистые, намного ниже прежних, с наклонной броней и литыми башнями: по всему - новое слово в практике бронепоездного строительства. И по своей огневой мощи они в несколько раз превосходили созданные ранее боевые машины: на них впервые появились реактивные установки и надежное зенитно-артиллерийское прикрытие.
В боевое формирование бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы. Командир бронепоезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера бронепаровоза и соединенной с будкой машиниста бронированной дверцей. Командиры бронеплощадок вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами, имели слуховую, звуковую и телефонную связь с рубкой командира бронепоезда и машинистом. Необходимо отметить, что крепости на колесах отличались высокой точностью огня и подготовка данных для этого проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты расчетов от осколков бомб и снарядов вдоль бортов укладывались штабеля из рельсов и шпал. Камуфляж бронепоезда в летний период - темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - белый. Бронепаровоз Оп имел толщину брони: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда - 45 мм; на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части - 30 мм. Крытая артиллерийская бронеплощадка с боковой броней - 45 мм, верхней - 20 мм имела на вооружении две 76-мм пушки с пулеметами в танковой башне Т-34, четыре бортовых станковых пулемета в шаровых установках - по две на каждый борт. На открытой артиллерийской бронеплощадке с боковой броней 45 мм устанавливались 25- и 37-мм полуавтоматические зенитные пушки. Посредине бронеплощадок реактивные установки М-8.
В течение трех лет Горьковский дивизион сражался на главных направлениях Великой Отечественной войны: на тульской и калужской земле, под Орлом и Брянском, под Жлобином на Днепре и под Ковелём на Западной Украине, под Варшавой на Висле и во Франкфурте-на-Одере... Подразделения дивизиона совершили 150 мощных огневых налетов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения, участвовали в прорыве обороны и в отражении атак противника. Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем уничтожено 15 немецких самолетов, 1650 солдат и офицеров, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд, склады боеприпасов.
Информацию о бронепоездах взял тут:
http://www.russianengineering.narod.ru/tank/panzerzug.htm ![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/191392/191392_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/191150/191150_600.jpg)
1-2
Видите на табличке скупую циферку - "1 бронепоезд". А между тем весьма символично получилось:
Утром 4 июня 1944 года под Ковелем, крупном транспортном узле Волынской области на Украине, произошло единственное лобовое сражение бронепоездов 2-й мировой войны, в котором с нашей стороны принимал участие легендарный «Илья Муромец», а с немецкой «Адольф Гитлер».
Дуэль вышла стремительной, противники обнаружив друг друга почти одновременно дали залп, но если артиллеристы «Ильи» накрыли врага с первого выстрела, то снаряды фашистов легли мимо цели. «Катюши» «Ильи Муромца» завершили разгром вражеского бронепоезда, а после захвата города, победители обнаружили останки искорёженной машины врага.
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/195420/195420_original.jpg)
3
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/190451/190451_original.jpg)
4
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/189714/189714_original.jpg)
5
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/189531/189531_original.jpg)
6
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/192939/192939_original.jpg)
7
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/192424/192424_original.jpg)
8
Никаких иных мемориальных табличек, в отличиии от Мурома, не обнаружено
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/192600/192600_original.jpg)
9
6 мая 2010 года на железнодорожной станции Чернь в Тульской области на месте гибели командного состава дивизиона броневых поездов был установлен памятник - бронепоезд-музей, восстановленный железнодорожниками локомотивного депо станции Узловая к 65-летию Великой Победы.
Ну как тут не показать и его.
Общий вид стального монстра (стоит на запасном пути)
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/195591/195591_original.jpg)
10
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/196069/196069_original.jpg)
11
Бронепаровоз Ов. Именно такие, но настоящие, установлены в Нижнем и Муроме
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/196328/196328_original.jpg)
12
Вагон с танковыми башнями. Именно из-за них и из-за наличия реактивных систем 31-й дивизион бронепоездов получил обозначение "Особый"
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/196395/196395_original.jpg)
13
Вагон с артиллерией простой и реактивной.
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/196674/196674_original.jpg)
14
Вагон с зенитными орудиями
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/197267/197267_original.jpg)
15
Вечная Слава!
![](http://ic.pics.livejournal.com/grolln/12914824/196955/196955_original.jpg)
16
Фотосъемка: Муром - ноябрь 2011, Нижний - сентябрь 2011, Чернь - сентябрь 2012