Николай Байбаков Полагаю, что теперь народ уже все хорошо понял. После экономического краха 17 августа 1998 г., после краха прозападного политического курса в связи с действиями НАТО против Югославии исчезли последние сомнения в том, что весь политико-экономический курс России надо круто менять. Надо отказаться от прогнившего, воровского либерализма. В своей книге я написал: «...Нужно, чтобы президент и правительство страны безотлагательно взяли в свои руки бразды правления государством, его экономикой».
Благодаря тому, что Госплан постоянно развивал, модернизировал планирование, нам удавалось сохранять устойчивость экономики и ее рост вопреки нарастанию с 1970-х гг. негативных тенденций в обществе и хозяйстве - падению дисциплины, непомерному росту расходов, расширению теневой экономики, коррупции и т.п. В Госплане застоя не было. А вот после 1985 г., когда Госплан, по существу, лишили способности отстаивать общенациональные интересы, развернулась целая цепь политико-экономических авантюр, разоривших и подорвавших народное хозяйство: антиалкогольная кампания, «ускорение», Закон о предприятии и др.
..........
..........
Ю.О. Можно ли сказать, что реформа 1987 г. (Закон о предприятии) была своеобразной реакцией на односторонний крен в пользу плановой централизации и министерского администрирования, который наметился вслед за ликвидацией совнархозов и свертыванием косыгинской реформы?
Н.Б. В определенной степени это была, конечно, реакция, но палку резко перегнули в противоположную сторону. При этом повторив главную экономическую ошибку реформы 1965 г.: доходы оставили предприятиям, расходы - государству. Спрос на товары в 1988-1989 гг. быстро возрос, полки магазинов опустели, началась скрытая инфляция. Опустела и казна, Горбачев пошел с шапкой в руке выпрашивать иностранные кредиты.
Ю.О. Это уже была экономическая прелюдия роковых событий 1991 г. Но ведь ухудшение экономического положения СССР началось не при Горбачеве, а еще с начала 1970-х гг., при Брежневе и Косыгине. Что, кстати, ясно показано в Вашей книге.
Н.Б. В моей книге показано несколько иное. В девятой пятилетке (1971-1975 гг.) продолжался экономический рост СССР и повышение народного благосостояния. Следовательно, об ухудшении экономического положения страны в целом ни в девятой пятилетке, ни в десятой и одиннадцатой говорить нельзя. У меня в книге речь идет о появлении и нарастании трудностей, негативных тенденций, которые мы старались преодолеть и преодолевали. Темпы роста действительно замедлялись, но это были темпы роста, а не падения, которое началось при Горбачеве и Ельцине. К тому же эти темпы были не ниже, чем у стран Запада. Так что шумиху в «демократической» прессе об «ухудшении» иначе как пропагандистским искажением реальности не назовешь. Уровень потребления нашего населения хотя и медленно, но повышался, и к середине 1980-х гг. он был в два-два с половиной раза выше, чем теперь, не говоря уже о том, что не было тогда ничего похожего на современный дикий разрыв между бедными и богатыми. И оборона была такой, что никто даже думать не мог о том, чтобы задеть интересы и достоинство нашей страны и наших союзников. Не то, что теперь, когда в ответ на действия НАТО против Югославии мы можем только делать вид оскорбленного достоинства и апеллировать к ООН, которая при нашем бессилии тоже бессильна.
..........
..........
Ю.О. Такое регулирование должно быть не только административным? Не было ли ошибкой отделение Госкомцен от Госплана, превращение его в обособленное бюрократическое ведомство?
Н.Б. Возможно, было ошибкой. Нельзя было допускать отделения ценообразования от планирования. Эти процессы должны быть взаимосвязаны. Я вспоминаю, что на это особенно резко указывали ученые, экономисты-математики. Надо было использовать и прямые ограничения роста цен, и косвенные методы воздействия на них через регулирование рыночных отношений, через плановые пропорции. Замечу, что мы в Госплане никогда не забывали, что наша экономика товарная, и стремились сбалансировать натуральные пропорции со стоимостными, выраженными в ценах. Теперь же российские либералы-реформаторы протестуют против любого регулирования цен. Вообще противоестественная и вредная для страны позиция - полностью отбрасывать гигантский опыт планового управления товарно-денежными отношениями, накопленный в СССР. Только ущербные, некомпетентные руководители отвергают опыт специалистов по идеологическим соображениям. Вспомните практику В. И. Ленина в начале 1920-х гг. Плановое управление - это не идеология, а всемирно признанное средство преодоления кризисных ситуаций.
Источник:
Ю. Ольсевич, П. Грегори. Плановая система в ретроспективе. Анализ и интервью с руководителями планирования СССР