Терпеть не могу жить в беспорядке. Не в творческом (такого добра хватает), а просто, в мещанском. Беспорядок поглощает энергию - когда тратишь ресурсы на поиск чего-то, когда 10 раз замечаешь что что-то не на месте, вместо того, чтобы убрать это что-то на место, игнорируешь, стараешься не отвлекаться, но чёртова вещь всё равно притягивает внимание.
Один мой хороший знакомый помогал убираться в храме по субботам. Он говорил: «Уберёшься в храме и вроде на душе стало чище». А для меня - прибрался в комнате - и стало легче.
Люблю офисы, где гибкое пространство. Ты приходишь по утрам, тебя встречает сотня абсолютно пустых, одинаковых столов. Все твои вещи умещаются в шкафчик или, даже, в рюкзак. Ежеутренне приходится доставать из локера и устанавливать ноут, зато твоё рабочее место не покрывается ракушками фотографий и мхом стикеров, ты не оставляешь стаканчики с карандашами и любимые стёрки на видном месте и не пускаешь корни в тапочки, будучи готовым каждое утро сорваться и отправиться на другой конец города.
В путешествиях и командировках понимаешь как мало на самом деле нужно вещей для жизни. Как важно выбрасывать вещи. Покупая новые - выбрасывать старые. Расставаться со старыми кофтами, ботинками, игрушками - не обрастать пылесборниками, не замыкаться в кольце рефлексии. Кстати, в Бельгии уже давно действуют игротеки - сервисы, где родители могут взять игрушку для ребёнка напрокат на пару недель и потом обратно отнести. Бесплатно, если без повреждений. Всё равно дети больше двух недель внимания игрушке не уделяют.
--
Французы всё бастуют. Хлебом не корми, дай высказаться. По телевизору смакуют подробности, выкорчеванный асфальт, разбитые витрины, жёлтые жилеты облитые водой из транспортёров. Бельгийцы вышли на митинг из солидарности: 6 задержанных против 100 на Елисейских. Это как бы показывает уровень бельгийского политического градуса против соседского, а ещё то, что бельгийцам гораздо важнее успеть домой к ужину, чем выяснить причину повышения цен на бензин.
--
Магазины оделись в праздничный орнамент. Даже из окна автобуса эти тёплые огоньки гирлянд, эти елочные веточки и фигурки ангелочков поднимают настроение. Кажется, что вот-вот и запахнет зимой, выпадет снег и приморозит дорожки, хотя в Брюсселе +11 и моросит мелкий дождик. Первый праздник уже на этой неделе - Святой Николай - день, когда все дарят друг другу шоколад, а в основном подарки маленьким детям. Но мы все немного дети - и потому в хороших компаниях шефы не забывают накрыть 6го декабря завтрак для сотрудников, угостить их конфетами и мандаринами, и порадоваться приближению Рождества.
--
В кинотеатрах идут странные артхаусные проекты, фильмы про вдов и свадьбы, Ирландский кинофестиваль, английская художественная документалка про героический Курск и над всем этим 5-ю неделю бушует Богемская рапсодия. Голос Фредди то и дело звучит из телефонов прохожих, и, кажется, Сингер вернул всех в 80-е, а кого-то просто в детство, заставил вздохнуть воздух той свободы, тех мечтаний и увидеть чистое сияние гения, понятное немногим, но завораживающее всех, свет которого будет литься ещё долго после его ухода.
--
Иксель это не только популярный инструмент офисных работников, но и зажиточный район Брюсселя. Здесь есть озеро, а на озере остров. На острове - кафе, с камином, кофеем и террасой. Чтобы попасть туда, надо дождаться пока электрический паром заберёт вас с пристани - паромщику за работу полагается монетка в 1 евро. Гуси подходят прямо к окну ресторана, и вытягивая длинную белую шею заглядывают в тарелку к посетителям. Нет ли там чего-нибудь интересного? В ответ на обратный взгляд, вздрагивают и раскачиваясь ретируются к озеру. В кафе уютно. Хозяева по-доброму заботятся о гостях, даря ощущение лёгкости и надёжности. С заходом солнца в озере начинают отражаться огоньки парома. У паромщика на обратном пути в руках возникает сундучок с леденцами, он угощает каждого.