Давно обещал написать о том, как мы продвигаем наши проекты, отчитаться о результатах, поделиться планами. Выполняю обещание - сегодня о наших любимых пельмешках «Сам Ем».
Стоит отметить, что я не сторонник составления долгосрочных планов и предпочитаю, задав общее направление развития, минимизировать горизонт планирования. В этом вопросе я полностью солидарен с авторами книги
«Rework: бизнес без предрассудков» - вот пара цитат по теме:
«Предположения, которые строятся на недели, месяцы и годы вперед, не более чем фантазии. По правде же, вы просто не знаете, что произойдет через такое длительное время. Возможное решение - разбивать большие задачи на маленькие подзадачи. Чем они меньше, тем легче строить планы. Вы по-прежнему можете ошибаться, но ошибка будет намного меньше, чем при планировании большого проекта.»
«Перестаньте тратить время на построение догадок. Решите, что вы собираетесь делать на этой неделе, а не в этом году. Определите очередную наиболее важную задачу и займитесь ею. Принимайте решения непосредственно перед тем, как начать действовать, а не задолго до этого.»
Так что - подробного плана монополизации рынка пельменей острова Самуи у нас нет. :-) Есть примерная оценка емкости рынка, есть понимание того, кто является нашим клиентом и определенность с каналами, которые мы будем использовать для продвижения. Денег, кстати, больших на это направление тоже нет. Все инвестиции идут сейчас в отель, а «Сам Ем» финансируется по остаточному принципу )))
Нашей целью на ближайшие месяц-два является объем продаж в размере 150 кг пельменей в месяц или, 5 кг в день. Для этого нам нужно донести наше предложение до русскоязычной аудитории более или менее постоянно проживающей на Самуи. Нам интересны люди арендующие дом или апартаменты с кухней, и планирующие прожить на острове как минимум 1-2 месяца. Остальные в 99% случаев не будут заморачиваться с готовкой.
Также нам неинтересны веганы и сыроеды, фанаты самостоятельной лепки, любители общепита. Кроме того, из потенциальных покупателей приходится вычеркивать 90% людей обосновавшихся на юге и юго-западе острова - доставки у нас нет, а ехать 30-40 минут в одну сторону даже за очень вкусными пельмешками согласятся не многие.
Наш план выхода на рынок был прост и включал в себя следующие этапы:
Создание легко узнаваемой и хорошо запоминаемой торговой марки
По нашей просьбе, мой старший сын Егор разработал яркий логотип с симпатичным пельменем. Мы придумали название - короткое, хорошо запоминающееся и слегка тайское. С самого начала мы были не «теми ребятами, которые пельмени продают», а назывались «Сам Ем»
Четкое позиционирование
Даже в логотипе мы однозначно обозначили наш профиль - «Пельмени на Самуи». Мы делаем вкусные пельмени. На данный момент мы не планируем делать котлеты, голубцы, холодцы и т. д. Мы профессионально делаем пельмени и это наша специализация. Сейчас спорим насчет вареников, но пока - только пельмени. Таким образом мы отстраиваемся от кафе и служб доставки блюд русской кухни, практически повсеместно предлагающих и замороженные пельмени тоже.
Яркий и позитивный старт
Для того чтобы заявить о себе мы придумали замечательную, на наш взгляд, акцию. Мы предложили людям попробовать наши пельмени, получив бесплатно пробные (по 15 шт.) порции. Для этого человеку нужно было вступить
в нашу группу в социальной сети «Вконтакте» и перепостить сообщение об акции. Все это проходило под лозунгом «Русским! Пельмени! Бесплатно!», который отлично ассоциировался у потребителей с легендарной вывеской старейшего русского кафе острова «Тройка» - «Русским водка бесплатно». Эта акция при относительно скромных затратах (всего было роздано около 1500 штук или порядка 12 кг пельменей) позволила нам:
- Бесплатно заявить о себе в одной из крупнейших групп, посвященных Самуи, в социальной сети «Вконтакте». Информационный повод, согласитесь, неплохой - поэтому ребята из компании «Топ Тай» без проблем разместили нас в своей ленте новостей.
- Проинформировать о нас практически всю целевую аудиторию. Через перепосты о группе узнали даже те островитяне, которые не подписаны на «Топ Тай»
- Получить хороший фидбэк от целевой аудитории
- Заработать большой плюс к репутации
В процессе проведения акции мы активно работали как с положительными так и отрицательными отзывами - читали, отвечали, брали на заметку, кое что сразу же реализовывали.
Вот лишь несколько примеров:
- Для тех кто не любит традиционные пельмени или не ест свинину/говядину, мы в кратчайший срок довели до ума рецептуру и выпустили в продажу куриные пельмени
- Были жалобы, что тесто слишком тонкое и часть пельменей повреждается при варке. Стали катать чуть толще и немного модернизировали рецепт теста.
- По просьбам покупателей выпустили фасовку 0,5 кг. Причем с честными ценами - куриные 150 бат (300/2), мясные 170 бат (330/2 и + 5 бат, чтобы легче сдачу давать)
В результате, за первую неделю работы продали 15 кг пельменей. Это почти в два раза меньше планового показателя, но мы считаем результат вполне удовлетворительным.
Во-первых, мы по все еще дораздаем пробники - когда акция закончится, продажи должны увеличится. Во-вторых, стартовая акция призвана в первую очередь представить нас потенциальной аудитории и лишь потом, стимулировать продажи.
Что мы будем делать дальше в плане маркетинга?
Попробуем отхватить немного оффлайн-потребителей.
Аккуратно, в рамках закона и приличий, поэкспериментируем с обычными объявлениям. Повесим нашего пельмеша на стендах при входе в Теско и БигСи, попробуем договориться с международными школами, где учится много русских, подумаем где можно выложить визиточки.
Будем поддерживать активность в группе «Вконтакте»
Тут, на наш взгляд, главное не переборщить. Задача - просто не дать о себе забыть. Поэтому 2-3 публикации в неделю. Замусоривать ленту участников всякой шнягой мы не будем.
Для тех, кто ненавидит «Вконтакте» запустим группу в Facebook
Большого отклика не ждем, но пусть будет ))
Через неделю запустим новую акцию
Подробностей пока сообщить не могу, но надеюсь она будет не менее удачной чем первая.
Поэкспериментируем с формой подачи материала
Попробуем снять видео, например о том, как готовятся наши пельмени. И посмотрим на реакцию клиентов.
Ну и напоследок, будни проекта:
Ищем персонал на кухню и раздумываем как не просесть в качестве. Скорее всего ключевые процессы влияющие на вкус (производство фарша и теста) новичкам не отдадим, а более-менее простые (раскатка, лепка, заморозка) будем делать чужими руками. Так что, если у кого есть чистоплотная, ответственная и не чуждая кулинарии тайка с минимальным, хотя бы английским - звоните Джейн 0911-57-0803. Пока на 3-4 часа в день, потом больше. Трудоустройство официальное.
Готовимся предложить готовые пельмени у нас на месте. Этакая проба пера в общепите. Еще не кафе, но маленькая пельменная. Основные блюда с разными соусами, пара салатов, напитки. Народ спрашивает, можно ли попробовать пельмени... Вот мы и думаем - почему нет? Сидим, вот теперь, над меню размышляем ))
В целом мы довольны стартом проекта и смотрим в будущее с оптимизмом. Все не то чтобы получится когда-нибудь, а получается уже )))
Оригинал записи в
моем блоге