Алексей Чадаев. Кому служат тролли

Sep 26, 2012 08:41

почитал с удовольствием. Человек пишет понятно тех вещах, вокруг которых мы ходим, но почему то редко говорим. Так что енджой, друзья мои, в последнее время интересное чтиво довольно редко можно встретить. Ну и как водится - высказываемся, если есть, что сказать.

«Человек года» по версии американского журнала «Тайм» - тролль. Не какой-то конкретный, а вообще, как собирательный образ. Специалисты по скандинавской мифологии или, к примеру, фанаты-толкиенисты поспорили б, уместно ли называть тролля человеком. Современное понятие «тролль» и родственные ему глаголы «троллить» и «троллинг» указывают скорее на образ действий, чем на персонажа. «Троллить» - значит сознательно провоцировать собеседника на неадекватную реакцию: на русском доинтернетовском сказали бы просто «дразнить». Но специфика сегодняшнего «тролля» в том, что он сам по себе в первую очередь колоритный типаж.

Понятию троллинга мы обязаны интернет-форумам. Многие ветераны помнят, как зарождался жанр. В Рунете, скажем, стоило лишь появиться первым политическим форумам - еще в конце 90-х - как на них немедленно появились общепризнанные фрики. Из звезд той давней эпохи, на мой вкус, особенно хорош был «внук Божий Боба Иисусович Рабинович», сетевой виртуал, нещадно тролливший и националистов, и коммунистов, и либералов скопом. Позже, когда форумы в качестве основного «места для дискуссий» сменили блог-платформы, специально заточенные под самопрезентацию персонажа, производство блогосферных троллей приобрело куда более массовый масштаб.

Украинская «оранжевая революция» 2004 года - для русскоязычного интернета еще и этапная веха в коммерциализации троллинга. Собственно, именно из той кампании наша российская власть усвоила и само слово «тролль», и соответствующие практики. Покупка платных троллей скоро стала обычным делом, а дальше вслед за политикой подтянулся и бизнес. Сейчас в коммерческих войнах платный троллинг используется ничуть не реже, чем в политических.

Но сейчас обычным делом стало использование понятия «тролль» и «троллинг» далеко за пределами сугубо интернетовских войн. Скажем, ролик «Невинность мусульман», акции Pussy Riot или тех же FEMEN - образцовые примеры офлайнового троллинга. С предсказуемыми последствиями в виде так называемых «лулзов» (сопутствующий термин интернет-жаргона, означающий удовлетворенное созерцание неадекватных действий выведенного из себя оппонента). Ну, то есть, убийство американского посла в Ливии в ходе беспорядков по поводу «Невинности мусульман», следуя логике журнала «Тайм», тоже, получается, проходит по категории «лулзы».

Вот с этого места - шутки в сторону. Коварное свойство интернет-среды: какими бы жаркими ни были дискуссии и обидными оскорбления, шансов немедленно получить в бубен (а равно и способов в оный дать) у участников нет. Но когда люди, уже привыкшие к сетевой безнаказанности, переносят аналогичный стиль коммуникации в офлайн - часто льется кровь.

Как только ты понимаешь, что перед тобой не оппонент, с которым можно спорить, а именно тролль, заряженный на провокацию, альтернатива одна. Либо его удается быстро заткнуть, либо пространство диалога разрушается, и дальнейшее продолжение разговора становится невозможным для всех его участников. В интернете понятно, что такое «заткнуть»: бан, модерация, удаление аккаунтов и т.п. А в офлайне?

Автор этих строк однажды сам оказался в ситуации, когда пришлось давать физический отпор провокаторам, пытавшимся сорвать дискуссионный клуб. Безобидный разговор о книгах на книжной ярмарке внезапно обернулся эпическим мордобоем, о котором еще месяц после судачили в сети. Осадок был неприятный - вдвойне потому, что для сетевой публики вся эта ситуация была не более чем те самые «лулзы».

А для меня - крайне тревожный симптом. Тот же самый, на который намекает редакция журнала «Тайм». Когда поколение, учившееся дискуссиям в интернете, переносит тамошние коммуникативные правила в обычную реальность, это практически сразу приводит к вспышкам насилия. Как минимум символического - в России-2012 это спиленные кресты и изрисованные граффити стены церквей. Но история с «Невинностью мусульман» - это уже реальные погромы и реальные жертвы. И всё говорит за то, что это только цветочки.

Ценности диалога - в фундаменте современного глобального мира. Троллинг как практика - самый серьезный вызов «диалоговой культуре». Это диалог, вывернутый наизнанку, превращенный в свою противоположность. Точнее, даже не так: троллинг - это «обезьяна диалога» ровно в том смысле, в котором дьявол - это «обезьяна Бога».

Скандинавская мифология, кроме троллей, подарила нам еще и сюжет бога Локи. Который, в сущности, о том, что самое большое в мире зло иногда начинается с безобидной шутки.

От себя скажу - с тролллингом впервые столкнулся тоже довольно давно, в период расцвета сетевых игрушек типа Lineage II. Тогда на челябинских серверах играло довольно много людей (в среднем от 1,5 до 5 тыс игроков на сервер). Люди объединялись в кланы и начинали какое то общение. Троллинг же отмечался как в игровом чате, так и на форумах игрушек, где отважные школьнеги писали друг другу фразы вроде "го (пошли, приходи) "Прииск" (магазин на Северо-Западе Челябинска, обычное местно встреч для разборок в офф-лайне) или зассал?" Как ни печально, но были случаи, когда такие вот выходки заканчивались трагически. Сейчас просто лень искать на просторах инета, но был случай, когда мальчишку даже порезали на одной из таких вот "стрелок". А начиналось все с троллинга в игре и на форуме.

боты, вот она, перепост, бараны еб@ный в рот, как это было, люди, Еб@ный стыд, шизогероическая паранормальная реальност, не то чтобы политика, лытдыбр, город дорог, моя планета, #ребятаябожена, жизнь онлайн - остальное иллюзия

Previous post Next post
Up