Ну что же...
Нужно узнать, чем же привлёк Тиберкуль древних духов.
Пойдёмте, пойдёмте!!! А по дороге я вам немного расскажу... :))
Судя по археологическим раскопкам, которые проводились вблизи озера, здесь были найдены керамические изделия, возраст которых около 2 тысяч лет! Проживали здесь самодийские и кеттские племена, исконные жители Саян. Занимались охотой и рыболовством, позже оленеводством. В 17-18 веках моторы, койбалы, хайдыны, проживающие в этих местах, гоняли стада оленей по высокогорьям, и их чумы изготовлялись из бересты и стояли на берегу озера.
Легенда о небесном Ызыхе.
«Ызых» (с хакаского) - священный (обычно лошадь, северный олень, реже баран). Для этого выбирали молодого мерина определенной масти, мыли молоком, окуривали богородской травой, украшали лентами гриву и хвост. А ранее надевали на животное священный украшенный ошейник.
После моления посвященную духам лошадь отпускали на волю, и до старости на ней никто не ездил. Затем Ызыха меняли. Считалось, что он приобретает от духов чудодейственную силу - стеречь табуны, прогонять хищных зверей и воров. На освященном мерине ездили духи, «ублаженные» заполучением священного животного (мерина, барана, северного оленя) и потому благосклонно относившиеся к семейству жертвователя.
«Маган Ызых» - небесный - самый старший Ызых. У хакасов о нем остались только воспоминания.
По историческим источникам в 18-19 веков на Можарской группе озер и на реке Казыр (Хызыр) по Восточному Саяну жили хайдыны (кайдынцы). Их соседи - качинцы (хакасы), выпустили на волю небесного Ызыха, по хакаски «Маган Ызых» - это был мерин булано-белой масти. По преданию, он жил на горе Оглахты и ходил в железных путах. Считалось, что на этом коне ездят духи, которые в благодарность за этот подарок оберегают от всяких напастей их род.
По легенде, Ызых протоптал себе через скалы и горы тропу к воде на Енисей. Там его застрелили и съели хайдыны. Но делать этого было ни в коем случае нельзя. Духи разгневались на людей. В результате начали умирать хозяева Ызыха (качинцы), а потом, когда их шаманы провели таинства жертвоприношения духам, тем самым искупив вину. И тогда стали вымирать люди рода хайдычен, те, что убили ызыха. И все вымерли.
С тех пор ни один хакасский род, населяющий эти места, больше не делал небесного Ызыха. А многие и не помнят, что это такое.
Насколько знаменитым был качинский «маган Ызых», свидетельствует упоминание о нем Егора Пестерева в конце 18 века (1793г). В своих трудах он пишет о вымирании хайдынов от оспенной болезни.
Старообрядцы на Тиберкуле.
В середине 19 века к озерам стали проникать первые русские поселенцы, узнав от местных инородцев, что где-то в глухой тайге находится богатое рыбой огромное озеро. Первые старообрядцы пришли сюда из Туруханского и Нарымского краев. Немного побыв в Саянах, они опять на несколько лет возвращались обратно.
Справка: «Инородцы», «татары» - так назывались людей местных племен, проживающих в этих местах, русские переселенцы.
В своих расселениях всегда тяготели к тайге, как к хорошей защите, укрывающей их от глаз властей, когда те преследовали их за уклонение от основ господствующей религии и государственного правопорядка.
Постоянные странствия, необходимость искать новые места, где можно было сохранять и проявлять в полной мере свои религиозные запросы, завели их в Саяны. Дикость местности, большой лесной простор, отдаленность о «мира» - давали удовлетворение в смысле тех условий, какие требуются от новой местности. Селились они в никем не занятых, необитаемых местах, предполагая жить исключительно своим обществом, построенном на основе старых исконных начал: по вере (закону до времен патриарха Никона) и по гражданственности (до Петра 1).
Шло время. Места стали заселяться пришлым элементом из России. Между новыми засельщиками и прежним старообрядческим поселением немало возникало споров и столкновений. Постепенно резкости сглаживались, и старообрядчество Саян, свыкшееся со своей оседлостью, не хотело (да экономически для него было невыгодно), менять уже насиженные места. А потому примирилось и подчинилось окружающим условиям, и ныне почти слилось с прочим русским поселением. Оставаясь в своей «старой вере» оно образовало вместе с местным населением основную группу русского старожильческого поселения Саян.
С начала 1880-х сюда в Имисскую волость, в поисках лучшей жизни, начали переселяться жители из соседних волостей. В 1886 г стали прибывать обозы с переселенцами из Пермской области, в 1895 г - из Нижегородской, Новгородской и Самарской губерний. Появились в этих местах Шимолины, Сторожевы, Агафоновы, Баяндины, Шаховы, Антиповы, Елины, Мозгины, Кузнецовы и др., которые основали на этих землях деревни: Можарка, Тюхтят, Культяпка (Петропавловка), Черемшанка, Гуляевка, Жаровск. Недружелюбно их встретили старожилы, прочно закрепившиеся в этих местах. Дела по разделу земельных участков доходили до столкновений. Но конфликты были пресечены вмешательством властей Имисской волости. Старообрядческая часть населения не пожелала мириться с соседством вновь прибывшего народа и стала уходить на новые места, дальше в тайгу. Они образовали свои общины на заимках: Тагасуг, Варлама старое название Орлан («Орлан куль» (хак) - журчащее озеро), Тиберкуль, Можарское.
Самый большой наплыв людей сюда в Имисскую волость был в 1900 году.
Можарские озера были арендованы рыбаками из деревни Можарка Шимолиным и Глазыриным, где за сезон они вылавливали до 16 тонн рыбы. В конце 19 века на озере Тиберкуль был построен старообрядческий скит, официально он назывался заимкой Скоробогатого, по фамилии представителя общины, «арендующего от своего имени само озеро с целью извлечения из него рыбных богатств» у Енисейского Управления Земледелия и Государственного имущества… Срок аренды в 1914 году был заключен на 12 лет с оплатой за год 100 рублей. Договор составлен на имя Александра Васильевича Скоробогатого, крестьянина Оренбургской губернии Челябинского уезда. Более известна эта заимка под именем Тиберкульский монастырь или Тиберкульская заимка. Она представляла собой старообрядческий монастырь с уставом, не приемлющим священства, распадающихся на 2 общежития - мужское и женское. В то время жило там 25 человек «спасающихся» - 13 мужчин и 12 женщин. Основным источником материальных благ общины являлся рыбный промысел, дополняемый сбором орехов, ягод, грибов и охотою. Земледелия и скотоводства здесь почти не было. Содержалось на 1914 год 5 коров и 2 лошади, но за отсутствием нужного количества травы, коровы на зимнее время угонялись в соседние села. Был небольшой огород, устроенный ими на берегу озера из натасканной своими руками земли.
Главными породами рыб здесь являлись - окунь, щука, сиг, таймень. Промысловый лов начинался с 15 августа и длился до ледостава, чаще до октября. Затем наступал зимний лов до 20 ноября. В другое время клев был слабый и промыслового значения не имел. В рыбном лове участвовала вся семья, причем, существовало разделение труда. Одни неводят, обязанность других - чистить и засаливать. Средний годовой улов был до 32 тонн. У общины были свои бондари. Рыба солилась в бочках по 10-20 пудов для продажи и для себя. Главным образом она сбывалась у поселян Имисской, поначаевской и Никольской волостей, в значительном числе заселенных старообрядцами. Один пуд стоил 3-4 рубля, доход от продажи был до 7000 руб.
Скит просуществовал до 30-х годов 20 века. Когда по России распространились слухи о создании коммун, сюда потянулся народ. Старообрядцы покинули скит и ушли неизвестно куда, еще глубже в Саянские горы.
В 1917 году на озере, кроме общины, жили супруги Цыганковы, Бохаревы и дед Логан. Между озером Варлама (Орлан) и Тиберкулем была даже мельница. На южной стороне озера располагалась заимка Обахирева. На полуострове Поисьев Угол стояла усадьба, у западного края озера, - еще одна и по берегу озера Варлама жили еще 2 семьи.
С 1917 года разрабатывали больше огороды без техники, сеяли коноплю для веревок; лен, чтобы шить одежду; просо, пшеницу - для пропитания. Дети тех лет с малолетства легко управлялись с сетями, лодками, ружьями.
Репрессии 30-х докатились и до Тиберкуля. Отца семи детей взяли за «трактизму», обвинив его в связи с Китаем за якобы хранившееся у него оружие.
События.
Интересен один факт - осенью 1921 года в Минусинск прибыл ответственный руководитель метеоритной экспедиции Российской академии наук Леонид Алексеевич Кулик. Он осмотрел коллекцию метеоритов в Минусинском музее имени Мартьянова. Их нашли в 1912 году на прииске Черневича в ручье, впадающем в речку Чинге, приток реки Элегест, что впадает в Енисей. Эта коллекция состояла из двух кусков метеорита Чинге. Тут же в музее Кулик получил сведения о том, что 4 декабря 1920 года охотники наблюдали падение метеорита на лед озера Тиберкуль при слабом отдаленном шуме. В своем дневнике он об этом упоминает. С наступлением осенней распутицы Леонид Алексеевич не смог проехать к озеру, чтобы осмотреть место его падения. Загадка метеорита осталась неразгаданной.
Другой факт - в 1931 году в наших местах разразилась экологическая катастрофа: пихтовая пяденица(монашка) и непарный шелкопряд, буйствовали 3 года. Более 8 млн га первобытной тайги пало. Многие годы после ветер сваливал друг на друга сухие стволы деревьев. Тайга стала мертвой и практически непроходимой. Ушел зверь, все смолкло.
В 1939 году геодезическая экспедиция Федосеева с огромным трудом прорывалась через тайгу к реке Кизир, прорубая себе путь сквозь завалы деревьев, которые лежали в 2-3 ряда на протяжении десятков километров. В настоящее время в этих местах стало больше болот, озера зарастают.
http://sayansib.ru/index.php/2011-08-25-02-24-18/sayan/68-2011-09-26-12-06-32 Речка, вытекающая из озера
кедр
Какой туман таинственный! Наверное, духи Тиберкуля встречают...
Сейчас будет солнышко...
А на этой горе немного видно Храм Солнца!!! Там, левее от центра и чуть ниже вершины. Там же и Город Солнца, но его не видно... Я в следующей серии расскажу... И о том как к нам пришёл волк и чуть не съел нас. А может это был и не волк... :))
А первая серия о Тиберкуле здесь
http://grizzly-ru.livejournal.com/110159.html