1. Собственно знание. На уровне информации. Просто информация без взаимосвязей.
Я прочитала рецепт борща, теперь я знаю рецепт. Все.
Я послушала лекцию о зрелой сексуальности и могу вам ее пересказать. Но не больше. Я не смогу ответить на ваши вопросы, если они выходят за пределы информации, которую дал лектор.
2. Понимание. Происходит построение взаимосвязей между элементами полученной информации, а также между полученной информацией и уже имеющимся опытом, который в свою очередь тоже представляет собой элементы информации и связи между ними. На основе понимания можно создавать новое знание. Но это тоже ментальный уровень.
Если я никогда раньше не варила борщ, но варила лапшу и готовила рагу, а еще помню школьную физику и химию, то, прочитав рецепт борща, я понимаю, почему ингредиенты нужно закладывать в таком порядке, почему при такой нарезке нужно столько времени для обработки. Если я захочу изменить формат нарезки овощей, то я смогу скорректировать рецепт для себя. Если у меня не будет какого-то ингредиента, я смогу его заменить или учесть его отсутствие в рецептуре.
Если я поняла лекцию о зрелой сексуальности, я могу ответить на многие ваши вопросы, которые не были освещены в лекции. Потому что я понимаю взаимосвязи и использую знания из смежных областей.
3. Чувствование и реализация. Знание и понимание переходит с количественного уровня на качественный, соединяется с чувствованием и действием, соединяется с личностью, становится частью/свойством/проявлением личности. Между тем, как понимание перейдет в чувствование, а чувствование перейдет в реализацию, может пройти много времени.
Я уже варю борщ, не глядя в рецепт, готовлю «на глаз», не задумываясь, что-то меняю и экспериментирую. Я могу показать вам процесс, и вы можете научиться варке борще - понять или почувствовать.
Я почувствовала внутри себя, что такое зрелая сексуальность, и я ее проявляю, реализую, я в ней живу. У меня уже нет знания об этом, я не помню, что говорили на лекции, но это уже часть меня и мое проявление. Я уже могу ответить не на многие, а на любые ваши вопросы о зрелой сексуальности, потому что это уже есть внутри меня. Но при ответе я, возможно, зависну на какое-то время, потому что чувствование нужно вербализовать. Взаимодействуя со мной, вы сами можете понять или почувствовать, что такое зрелая сексуальность.
4. Трансляция, излучение. Качество личности проявлено настолько сильно, что «его видно за километр». И чтобы его понять и почувствовать, уже не нужно задавать вопросы или как-то взаимодействовать, можно просто находиться в поле человека, который владеет этим качеством.
Просто побыв рядом со мной, через какое-то время вы сварите прекрасный борщ, даже если раньше не думали о борще.
И вдруг заметите, что у вас что-то поменялось в жизни, даже и не подумаете, что ваша сексуальность становится более зрелой.
Как это проявляется в процессе психотерапии.
В институте нам, психологам, дают знания.
Понимание формирует каждый себе сам, с учетом его личного опыта и специфики мышления.
Чувствование и реализация происходит только в процессе личной терапии и других способов развития личности психолога.
Как происходит переход на уровень трансляции - я пока не знаю, нет такого опыта. Но я встречаю иногда таких людей, редко, но встречаю, и это огромное счастье - учиться у них.
Если вы придете к психологу, который все знает, но ничего не понимает, то по эффективности это примерно как книжку прочитать. Только дорого.
Если вы приходите к психологу, который все понимает, но не чувствует и не реализует, то вы тоже все поймете - он сможет вам все объяснить. Но чтобы в вас и в вашей жизни произошли изменения, вам нужно будет проделывать самостоятельную работу и выжидать время, пока количество перейдет в качество.
Прожить, прочувствовать и реализовать все темы - психолог не может, просто жизни не хватит, психолог тоже живой человек, и каждый элемент перехода на уровень чувствования и реализации стоит ему большой работы над собой, вложением большого количества ресурсов. Так же как и для другого человека - для клиента. А психолог - он тоже клиент (для своего психолога).
Поэтому у нормального качественного психолога многое находится на уровне понимания, многое - на уровне чувствования и реализации. Есть что-то, о чем он просто знает. И даже есть что-то, о чем он не знает.
Если вы выбрали психолога, проработавшего в себе многие из тем, с которыми вы к нему пришли, то эффективность работы может быть выше, чем с "просто понимающим психологом". Возможно даже, что у вас будут запускаться процессы на какие-то темы, которые вы не обсуждали с психологом, но просто почувствовали что-то во взаимодействии с ним.
Однако имеют значение и процессы клиента. Бывает, что клиент, услышав и поняв объяснения, сам вскоре испытывает инсайт, его жизнь меняется, даже если психолог был далек от проработки этой темы. Бывает, наоборот, процесс клиента разворачивается медленно, независимо от уровня психолога.
Клиент и сам проходит все эти стадии знания-понимания-чувствования в процессе терапии. Сначала просто информация, которая как будто бы бессмысленна и далека от жизни самого клиента. Потом клиент связывает эту информацию со своей жизнью, с реальностью, понимает причинно-следственные связи, понимает что-то про себя и свою семью. Потом случается инсайт, понимание переходит в глубинное чувствование, сам клиент и его жизнь начинают меняться.
Сколько времени потребуется для перехода от одной стадии к другой зависит не только от психолога, но и от процессов клиента.