Мне захотелось узнать про то, как человек преодолевал скорость звука!
Скорость звука в воздухе, в привычных нам единицах измерения, составляет примерно
1190 км/час (или 331 м/с). Это очень быстро - в ушах свистит... ))
Реактивные самолеты появились в годы второй мировой войны, но такой скорости не
развивали. Тогда появилось понятие "звуковой барьер", который все хотели преодолеть!
Надо было сделать такой джет, который мог развивать скорость свыше 1200 км в час - и
каждой авиадержаве мира было престижно сделать это первыми...
Надо было решить массу технических проблем, возникающих на таких скоростях. Я не
буду умничать и ничего про это писать не буду - я как медведь в аэродинамике. ))
Развитые страны естественно готовили такой самолет с грифом "Секретно". Суперсоник
готовили к рекордному полёту в аэродинамической трубе, летчика тоже особо готовили
к полёту как космонавта. Многие могли приблизиться к этому рубежу, но мы пропустим
этих героев 40-х годов. Перейдем сразу к настоящим победителям звукового барьера!
Наверху фото американского самолета Bell X-1. Именно на таком летчик Чак Иегер
(Chuck Yeager) преодолел заветный рубеж скорости 14 октября 1947 года. Пресса
рассказала об этом успехе лишь 8 месяцев спустя - настолько засекречены были
все разработки, так как англичане наступали на пятки со своим самолетом Miles.
Результат не хотели признавать официально, так как подтверждения такой скорости
не было. Позже он же совершил полет с зафиксированной скоростью выше 1200 км/ч.
Самолет назывался Glamorous Glennis в честь его любимой жены...
У англичан первым считается Джон Дерри (John Derry) который совершил сверхзвуковой
полет в сентябре 1948 года на самолете De Havilland DH 108. Настало время серийных
образцов, которые могли бы преодолевать звуковой барьер.
Первенство как всегда спорно. В начале 50-х уже все были готовы к производству. Наш
МиГ-17 тоже был самолетом, способным преодолеть звуковой барьер. Но в реальных
условиях этого не происходило...
Настоящим сверхзвуковым самолетом был признан North American F-100 Super Sabre.
Но все самолеты того времени могли достигать пределов скорости только в форсаже,
крейсерской сверхзвуковой скоростью они пока не обладали. Но каждый был готов и
хотел скоростных подвигов!
После истребителей быстрее звука научили летать бомбардировщики и остальные
самолеты, вплоть до пассажирских... История последних известна и она печальна.
Но зато первым стал ТУ-144! Он поднялся в воздух в декабре 1968 года и обогнал
всех на свете. Правда, потом оконфузился в Ле Бурже... А французский Конкорд сам
полетел только весной следующего года, но зато летал долго и успешно... пока тоже
не опозорился - тогда погибло больше ста человек!
А американцы что? Они хотели обогнать всех, и начали делать что-то
грандиозное, но потом разумно отступили от этой сумасшедшей идеи...