Отличная прям книжка. В заглавии, правда, есть некоторая хитрость: знаменитые филологи Г.Л. Пермяков (ага, я его однофамилец) и А.Н. Журинский, на основе работ которых и устроена книга, собирали не только загадки, но и разные истории, поговорки и прочее.
С «историями и прочим» как раз легче: им можно как-то классифицировать или найти аналоги. Иногда через времена. Например:
«Жил-был царь. Царь посоветовался со своими знатными людьми и решил облететь на аэроплане свою страну и посмотреть на ее границы. Сказано - сделано. Он решил взять с собой одного из приближенных и наутро должен был лететь. Но в эту ночь сторожу дворца приснился сон, будто во время полета аэроплан загорелся и царь погиб. На следующий день сторож рассказал царю о своем сне, и царь отказался в этот день от полета. Царский чиновник, который должен был лететь с царем, сел на аэроплан и улетел один. Как только аэроплан поднялся в воздух, начался пожар и чиновник погиб. Царь убедился, что сторож был прав. Он наградил его, отвесив ему столько золота, сколько тот весил, но затем выгнал его из дворца. Вопрос: почему царь выгнал сторожа? Ответ: сторож не должен был ночью спать. А раз он спал, то это уже не сторож. Поэтому царь и выгнал его». (Армения).
А я ж только недавно писал про книгу Андрея Битова «Пушкинский дом», как производственный роман. Там, правда, сторож не уснул, а забухал, но то такое: важен результат
https://grizzlins.livejournal.com/1990415.html Очень много про семьи. Особенно про начало семьи, то есть, про сватовство. Ну, тож понятно. И опять параллели с современностью: «Давным-давно жил в столице один сват. Целыми днями он подыскивал женихов и невест. Однажды он просватал пятнадцатилетнюю девушку за тридцатипятилетнего мужчину, скрыв его возраст. Но родители невесты вскоре прослышали, что жених стар. - Мы ни за что не отдадим дочь: ведь между возрастом жениха и невесты двадцать лет разницы, - сказали они. Что мог поделать сват? Он решил пожаловаться судье. Судья вызвал обе стороны и спросил родителей девушки: - Вы дали слово, по какой же причине теперь отказываетесь? - Сват обманул нас: жених на двадцать лет старше невесты, поэтому мы не согласны. Мы бы отдали ее, если бы он был хотя бы только вдвое старше ее. - Пусть будет, как вы хотите. Отдайте ему свою дочь через пять лет. Жених обязан это время подождать. Тогда ему исполнится сорок, а ей - двадцать, и жених будет старше невесты как раз вдвое. Так порешил судья, и обе стороны с извинениями удалились. Поистине мудрое решение!». (Кавказ)
Много рассказов от разных народов, где тигр, дракон или какое-то чудище утащило девушку, трое парней её спасли, стали спорить, за кого замуж отдавать. Например, один нашёл, куда её утащили, другой дракона убил, третий барышню оживил. В большинстве случаев тому, кто оживил девушка не полагалась: он теперь ей как родитель, так что фигушки! Но допускались исключения.
О продолжениях семейной жизни тоже интересно, заковыристо: «Жили муж с женой, и был у них друг. Однажды они втроем шли по дороге. Вдруг напали на них разбойники, убили обоих мужчин, отрубили им головы, захватили их добро и ушли. Женщина осталась одна. Настал вечер, и к тому месту подошел пророк Хизр. Посмотрел на женщину и сказал ей; - Приставь головы этих людей к их туловищам, а я сотворю молитву, чтобы Аллах даровал им опять жизнь. Женщина быстро вскочила, схватила головы и приставила их к туловищам убитых. Пророк Хизр сотворил молитву, и по воле божьей эти двое мужчин ожили! Но женщина в спешке перепутала их головы: голову мужа приставила к туловищу друга, а голову друга к туловищу мужа. Один мужчина говорит:
- Это моя жена! - Нет, врешь, это моя жена! - говорит другой. Чья же она жена в самом деле? Решай сам!» (Афганистан).
Словом, рассказы интересные.
Загадки ещё интересней, но, повторю, их труднее сопоставлять. У африканцев куча-куча загадок про маниок-бананы-кокосы. Как их угадает какой-нибудь северянин из позапрошлого века?
Так что интересней показались загадки наших соседей. Ну, тех, кто жил в схожем климате, а на мир, получается, смотрел иначе. Например, коряки:по красной горе женщина катается (скребок по шкуре)
по сторонам круглой сопки двое голых лежат (уши)
перевал, по которому выдры ходят (пробор на голове)
что безостановочно (река; но я б сказал время)
Таких загадок много у разных народов Палеоазии. Видимо, они на время смотрели как-то проще, а реки были рядом.
Нанайцы тоже про уши: «Отец и мать два паруса сделали, ни разу не увидевши, умерли».
Нанайцы про медведя: «Один человек один раз поест, потом сто восемьдесят дней не ест».
Словом, хорошая книжка, можно ею над людьми прикалываться.
#летниедни