Отчет с РИ «Письма капитана Воронина» по песням Бориса Гребенщикова
28-30 сентября 2018 г., Ленобласть
Мастера: Александр Яцуренко, Дина Лазарчук
https://vk.com/event159599390 Мое детство прошло под песни Гребенщикова, и на эту игру я хотела очень. Хочешь - значит, получишь; и незадолго до игры роль для меня все-таки нашлась! Немного экспериментальная: среди моего обычного амплуа единороги не то чтобы бродили стадами… К счастью, Единорожка была тварью хоть и сказочной, но довольно борзой и вредной. Бонусы: не терпеть понуканий и упряжи, не бояться пуль, и если уж исполнять чьи-то желания, то в извращенной форме ;) По итогам в Саду (моей основной локации) так и не решили, то ли была я Лошадь белая, то ли Конь беспредела :)
Единорожка: знергична и полна прыти :)
Не так-то просто, кстати, объяснить, как можно играть по песням! Но вообще Гребенщиков создал своими текстами достаточно логичный и многогранный мир, в который вполне можно полноценно играть. Чем-то весь этот сказочный бардак похож на Алису в Стране чудес и в Зазеркалье. Ну и чем-то на Хиросиму, чем-то на привокзальный тир :) В общем, взорвать мир было вполне можно! Но сначала нужно было достроить Золотой Город, который когда-то заложил Никита Рязанский, только ему не хватило гвоздя…
И еще 300 кирпичей, как оказалось :)
Никита Рязанский: возле Порта, во всеоружии и очень опасен!
Чтобы игра не скатилась в чистый абсурд на энтузиазме, мастера разработали любопытную систему правил. Поначалу загонять себя в рамки было трудненько, но потом мы втянулись и навострились играть в модельки естественно :)
Было шесть локаций: Сад, Порт, Коммуналка, Фронт, Кафе под мостом Мирабо и Крепость. И время тоже делилось на шесть циклов: «живые» часы - Орел, Телец, Лев, и «мертвые» - Волк, Ворон, Змея. Заходя в локацию, игроки переводили стрелки своих часов на один час вперед, так что за игру каждый персонаж по несколько раз прошел полный круг. Скорость так сказать вращения зависела от личных особенностей (кое-кто мог отбросить себя или другого по кругу назад или подтолкнуть вперед) и общего шиложопия :) Каждому часу соответствовал свой эмоциональный настрой: проще говоря, «живые» впадали в радость, «мертвые» - в уныние.
Атмосферненько :) Кажется, Кафе под мостом Мирабо: на скрипке играет Та, что преподавала языки Атлантиды, сидя на крыше ;) В белом и венчике из роз, сама нежность и чистота - Смерть, рыжая бестия - капитан Белый снег, роскошная брюнетка - Екатерина-с-Песков; неясной тенью - Он из Ленинграда
Локации играли каждая в своем стиле, были населены соответствующими персонажами песен и самовыражались кто во что горазд :) Игрокам в помощь на входе стояли ящики, набитые бумажками с коротким описанием «этюда»: короткой сценки, которую желательно было до своего ухода как-нибудь разыграть с другими персонажами. Этюды довольно органично вплетались в общую игру, так что вскоре перестали восприниматься костылями и исполнялись скорее как «фанты».
Растаман из глубинки и "не пей вина" Гертруда: затишье перед бурей
Кафе под мостом Мирабо: творческая обстановка ;)
Также подспорьем служили тексты песен БГ, написанные на стенах. Каждую строчку можно было использовать только один раз и потом вычеркнуть или вырезать: кто успел, тот и съел. Этими строчками можно было общаться, подарить кому-нибудь с прозрачным намеком, по тексту песни резко свалить из локации поперек правил или сотворить какое-нибудь еще подходящее чудо.
"Не пей вина" Гертруда и мальчик Евграф: сочиняют перевод на древнегреческий трогательного письма всея Коммуналки прославленному философу Аристотелю с просьбой занять четвертной (к адмиралу Нельсону тоже написали, зажмурив один глаз: оба ответили!)
Так-то для перемещения по локациям были свои модели. Проще всего было ухватить симпатичного парня или девушку и увести гулять по Звездному проспекту, а оттуда уже в любую локацию. При этом уйти из локации с тем же, с кем пришел - нельзя: надо ж со всеми перезнакомиться и всех посмотреть :) Все-таки о чем бы БГ ни пел, всегда выходит о любви, так что Истинная любовь между Мужчиной и Женщиной была одной из основных тем игры. Хотя, к примеру, пол единорога как мифического существа первое время оставался дискуссионным, чем эта скотина беззастенчиво пользовалась ;) Но чтобы не слишком заездить большое и светлое чувство, можно было для перехода в другую локацию просто занять у кого-нибудь трешку на такси, укатить на трамвае или послать гонца за бухлом или сигаретами :)
В Порту: матрос Егор Трубников (в мини-юбке) и Екатерина-с-Песков (у нее "женский бизнес")
На крыльце Коммуналки: дворник/сторож Федор (Фред) - готовится снимать немое кино, и птица Гамаюн "надежду подает"
Звездный проспект: бессмертная сестра Хо и парень Саша из Ленинграда
Короче, правила действительно были задорными, интересными, и в целом довольно непринужденно подкручивали игру, чтоб не провисала :)
А вообще вся эта суета вокруг дивана была не просто так, а со смыслом: живые «строили» Город, закладывая в основание Фарфоровой башни «камни» (ленточки подвязывали), а мертвые его разрушали (снимали ленточки). А как построим град Златой, так сразу и заживем! Кто долго, а кто и счастливо :)
Полковник Васин строит Город :)
Золотой Город растет; Хранитель Фарфоровой башни доволен :)
Кроме того, по звону колоколов начиналась особая игра между «живыми» и «мертвыми»; везде, кроме Сада и Крепости (мертвые не могли зайти в сад, живые - в крепость). На Фронте это были догонялки по лесу с захватом флага противника (третьи выходные подряд бегаю по лесу!); в Коммуналке истово спорили на строчках из песен БГ; в кафе занимались бесстыдным публичным творчеством (извините!); а в Порту была милая карточная игра типа Имаджинариума. Если побеждали мертвые, Городу крепко доставалось (на Фронте, например, каждый мертвый снимал аж по 4 ленточки!), а если живым удавалось Город отстоять, то все оставались при своих. Поэтому строительство, как вы понимаете, продвигалось небыстро! Со свойственным мне везением, Единорожка чаще всего попадала на эти игры в свой «мертвый» час и довольно сильно по Городу потопталась :(
Война "живых и мертвых" на Фронте: Дарья-Дарья - художница, Терапевт; знамя живых ;)
Война на Фронте: Смерть, Дубровский - вооружился, Тайный узбек
Война на Фронте: Дубровский (живой) захватил флаг мертвых
Война "живых и мертвых" в Порту: Афанасий Никитин - Хождение за Три Моря
Как честному человеку, мне бы стоило заполировать это дело Истинной любовью - за нее можно было повязать аж 25 ленточек! (А за прохождение полного круга из шести «часов»- всего одну. Вот и считайте :)
Но с любовью у нашего чертенка завсегда плохо, двойка у меня по любви :) Вернее, как: сердце у Единорожки было большое и мягкое, она вообще готова была любить всех подряд, невзирая на чины и звания! Хорошо быть верным другом и спутником героя - герои ведь могут быть разные ;) И всем надо помочь, верный путь указать, конских яблочек подкинуть на дорожку! Это ж просто праздник какой-то: то с Быколаем Оптоедом мертвую Крепость жжем и смеемся, то в Саду коробейник Иван-и-Данила с его шуточками, а тут и почтальон мимо бежит - Змей-искуситель, в порту - Терапевт с пилой-ампутатором и матрос Трубников в мини-юбке; куда ни глянь - мастер Бо частушки распевает, а Растаман из глубинки в барабаны стучит, на Фронте полковник Васин без молодой жены, но в штанах; в Крепости Никита Рязанский без гвоздя, зато в кольчуге, да еще комиссар - с воттакенным маузером; в Коммуналке вообще что ни жилец - то песня… а потом еще и из мифического Ленинграда народ потянулся! В общем, только успевай глаз с одного на другого перекладывать!
Сторож Сергеев: похоже, отправлен гонцом за сигаретами... или нет :)
Мастер подземного пения Бо
Комиссар в мертвой Крепости
Почтальон Сувлехим Такац, он же Змея: всегда доставляет!
Навигатор и Никита Рязанский: что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть Трамонтана?
Хорошо хоть девушек можно было не рассматривать :) Хотя чего хорошего: было на что посмотреть-то! Тут тебе и Ласточка, и Смерть, и Зимняя роза, и сестра Хо, и Та, что преподавала языки Атлантиды, сидя на крыше, и Дарьи аж целых две, да и Государыня-то на самом деле - такая хорошая…
Как тут не пожадничать - уму непостижимо!
Государыня из мертвой Крепости: "вообще-то она хорошая!"
Зимняя Роза: еще немного, и выпьет Шато Лафит из горла; ну, или нальет кому-то, как богатому ;)
Два-три плотника :)
Птица Сирин: облетела весь Город в поисках птиц-сестриц, присела в Кафе и пригорюнилась
А условие для обретения Истинной любви у Единорожки было вполне простое: «он придет издалека, меч дождя в его руках». А тут столько народу шлялось туда-сюда! Правда, день как назло оказался солнечный ;) Но, к счастью, любовью в принципе не неволили: «некоторые женятся, а некоторые - так». Тем более, что если слишком поторопиться с поисками, то у пары могли не совпасть «триггеры», и тогда ты легко и непринужденно влетал в Любовь Истинную Неразделенную, создавая бодрые треугольники, квартеты и прочие красивые композиции. И изменить это было непросто, а чаще всего - и невозможно: раз уж полюбил, то навеки! Пей, страдай и пой :)
И чтобы было веселее, признаваться в любви напрямую тоже было нельзя: лирическому герою пристало воздыхать часто и густо, но издалека и тайно. Писать письма через почтальона, осыпать дарами, свершать подвиги и исповедоваться о своих чувствах всем на свете, кроме самого объекта оных. Но если уж совсем невтерпеж, можно было и объясниться, что любишь… рискуя в ответ услышать: «а я тебя нет». Ух, боязно! И Город не построишь, и с партизанами (Полной Луны) нехорошо выйдет.
Так что до поры, до времени Единорожка предпочитала просто в свое удовольствие зависать в Коммуналке (там было особенно весело!), или ходить в разведку, или ждать у погоды моря, или клянчить у Гарсона №2 кофе с богемным шиком ;)
На войнючке, на войне: "живые" - Единорожка, сестра Хаос, парень Саша из Ленинграда (он же Звезда Аделаида), Тайный узбек, Дубровский с "пулеметом".
"Мертвые": бессмертная сестра Хо, почтальон Сувлехим Такац, Катя-Катерина из Порта, коробейник Иван-и-Данило. Подмога не пришла и "живые" наконец-то победили! ;)
Гарсон №2 в Кафе под мостом Мирабо
Пару раз я даже в Крепость Государыни зашла, когда была "мертвая" - дохлым чорным единорогом. А добрая Государыня за ночной поджог Крепости, который мы с Быколаем учинили по предварительному сговору, взяла да и приказала отрубить Единорожке копыта, рог и голову! Хоть сказочной твари казни и пули были так-то нипочем, но все равно неприятненько :( Зато с палачом-Ласточкой поближе познакомились ;) Быколая потом тоже на голову укоротили, а он комиссара побил… В общем, было весело! :)
Ласточка, палач и шут Государыни мертвой Крепости (она же Звезда Южного Креста)
И, между прочим, за поджог преступники и так были жестоко наказаны: за то, что с ним на дело пошла, Быколай в Единорожку влюбился (условие сработало), а она в него нет! Благородный разбойник попер напролом и устроил целую охоту, даже ловушку «нежную» ему Два-три плотника соорудили, из цветов и шелка - но, конечно, чем больше старался заарканить, тем сильнее взбрыкивало дурноезжее животное! В упряжь-то никто не поставит! :(
И от Ивана-и-Данилы с дружеским ржанием пришлось ускакать: Данило на Смерти женился, а Иван задумал к ней в пару и «жизнь» зацапать! Идея красивая, так-то :) А еще он был на подарки щедр! ;)
Отдельное спасибо за разговор с игротехнической Мамой в телефонной будке, на все Кафе :))
«Алло, мама! Это я. Не Данило - Иван. Иван! Плохо слышно… У меня все хорошо. Хорошо, говорю! Да, покушал! И Данило тоже. Жениться вот хочу… Какая она? Ну, мам! Такая… на лошадь похожа. Мам, ты только не плачь! С лица не воду пить? Спасибо, мам! Шапку надел…»
Коробейник Иван-и-Данило с милой женушкой Смертью
В телефонной будке: у Смерти тоже есть Мама, которой можно позвонить и посоветоваться!
А если б Единорожка еще в Коммуналке посуду невзначай помыла - то и вовсе всеми копытами бы увязла :)
Хлопотное это дело - Истинная любовь…
И жестокое: к примеру ох как похоже было, что самого-то Быколая любит Дарья-Дарья, которая художница… По крайней мере, фыркала на Единорожку так, как можно лишь от сильной ревности по большой любви :) А когда еще и застрелить попыталась, то Единорожка сразу поняла - это намек, она ж все ловит на лету :))
Надпись слева внизу: Н - наблюдательность ;)
Вот и Навигатор по Государыне вздыхал - хорошая она, только никто ей о таком не скажет! А его она не замечает… Единорожка, конечно, помчалась с ходатайством выручать героя, и чуть опять без копыт не осталась. Заодно подписалась по указу Государыни устроить «Праздник мертвых (и урожая!) во Дворце труда на коммунальной кухне в квартире Иванова». До праздника правда дело не дошло; но считаю, что и одного названия достаточно!
Иванов - хозяин Коммуналки, и Единорожка - как обычно, ржет :)
Зато на Фронте построили церковь, в Коммуналке сделали ремонт, а в Порту сотворили море и нашли наконец своего капитана Африку, а он нашел себе на Фронте капитана Белый снег (рыжую бестию) :) Так что потихоньку вырастал-таки Золотой Город, а там и другие парочки начали срастаться: Иванов из Коммуналки и Екатерина-с-Песков; Стерегущий баржу и Катя-Катерина; комиссар и Машенька; полковник Васин и Сестра Хаоса; Терапевт и сразу три райские птицы :))
Полковник Васин со своей молодой Сестрой Хаоса :)
Но и невезучих хватало, чего уж там! Так что Государыня даже Стеллу Неразделенной Любви приказала воздвигнуть, в память о захлебнувшихся любовью. Только та все время падала :)
И Единорожка тоже вляпалась-таки! Поскакала с парнем Сашей из Ленинграда прогуляться в Крепость, а он возьми да и скажи на входе: Государыня моя, ты доносов хотела - вот, Единорожку донес! А в Крепости нравы суровые, положено в гардероб сдавать все перья, рога и копыта, а еще отстой с сухостоем. Ах, если ты так! - заплясала-заржала Единорожка - тогда и я сдам: вот тебе, Государыня, Саша из Ленинграда, с виду нормальный мужик, а на деле самый что ни на есть отстой!
Так, слово за слово, чудом по столу - еще по разочку друг друга подставили, и еще… Оглянуться не успела - прохвост в Крепости выслужился и вообще Звездой Аделаидой стал! Мальчик-звиздец, ну как тут устоять? Отлились, в общем, быколаевы слезки :))
Сгоряча согласилась на Корабле Уродов носовой фигурой работать: корабль как раз вскоре отправлялся летать везде и нигде, да и команда подобралась славная: один другого краше! Зато не соскучишься. Вот Город достроим, и в небо! Только скоро песни поются, медленно Вавилон строится: поэтический марафон в Кафе под мостом Мирабо мертвые у живых выиграли, чуть все Кафе не разрушили; зато в Порту живые как бы из последних сил Город отстояли. И еще красивый холм под патронажем Святой Софии насыпали: было Кафе Под Мостом, стало На Холме! Так что совсем немного осталось, только 13 камней положить!
Святая София: готова к труду и обороне!
Тут-то Святая София как покровительница влюбленных Единорожку в угол приперла и вызнала наконец про меч дождя (тоже мне, секрет:) В общем, всем Садом начудесили Быколаю Оптоеду не только меч, но на всякий случай и 10 стрел на десяти ветрах, и лук, сплетенный из ветвей и трав. Чтобы, значит, наверняка :)) И куда бедному крестьянину податься с подводной лодки, когда Истинная любовь катит в глаза?? Вот только с Дарьей нехорошо выходит - любит ведь Быколая, и оба такие страстные - прям убить готовы за любовь! Вот бы их между собой окрутить - думала Единорожка, пока еле тащилась, нога за ногу, на городскую площадь - а я бы с ним на дело чисто по-дружески ходила; крепости жечь и безо всякой Истинной любви можно же! А 25 кирпичей пусть кто-нибудь еще отложит…
Разбойник Быколай Оптоед и Дарья-Дарья, художница - с его портретом из рубрики "их разыскивают в Крепости"
В общем, так оно и вышло - пока суд да дело, Стерегущий баржу свое сердце в фундамент Моста Мирабо положил, Истинную любовь к Кате-Катерине в жертву принес, чтобы Город был достроен. А она его снова ждать будет, только теперь, похоже - вечность! Потому что жить надо не для радости, а для совести…
И вот тут, воля ваша, я упираюсь рогом! Песни БГ и правда о любви, только о любви живой, наполненной, солнечной и радостной, и даже когда она невзаимна - она одаривает, а не отбирает. Это праздник, не поминки. Неправильно это, если было живое настоящее счастье, а стал мертвый символ.... Стелла неразделенной любви :( Может, и такая красота бывает, конечно. Я - не дипломированный эксперт по истинным любовям :) И если когда-нибудь Стерегущий все-таки вернется в Город, из Ленинграда или откуда-то еще, то и вообще славненько будет. Но все равно: когда вместо живой радости изначально была «светлая кровавая жертва», какая б ни была добровольная - это не Золотой Город! Ну, во всяком случае - не мой город. Уж лучше бесконечная стройка, чем вот так.
Хотя у каждого может быть свой БГ :)
Надеюсь, Корабль уродов все-таки стартует. С двумя капитанами, а может даже с четырьмя! :) Под светом некоторых звезд, со сторожем и дворником, с двуногими, четвероногими и цветами, и вообще со всеми, кому неймется, во все стороны одновременно, чтобы быть везде и нигде.
И пусть жизнь никогда не перестает!
«С одной стороны свет, другой стороны нет»
В тексте использованы фотографии Александра Яцуренко и Дины Лазарчук. Большое спасибо!