О кино «Звeздный ворс» и о навеянных им думках

Sep 28, 2018 11:14



Фильм «Звездный ворс» оказался комедией-капустником, сравнимой отчасти по стилю съемки с новогодними шедеврами девяностых вроде «Старых песен о главном». Он не просто проламывает Четвертую Стену, он не может без этого существовать, показанный в фильме мир не способен к самостоятельному существованию в уме зрителя ни на мгновение. Хотя суть здесь не столько в абсурдистски-юмористических событиях или теориях, ведь миры «Слимпа», «Меча без имени» или «Кин-дза-дза» некогда казались мне вполне представимыми автономно, сколько в топорном преподнесении их и реакции на них персонажей.

«Ну хорошо, ваш подземоход почему-то сделан способным не только бурить землю, но и летать, я легко в рамках шутки поверю, что это для чего-то необходимо. Но почему бы вам не прописать диалог, где хоть кто-то из персонажей задаст удивленный вопрос об этом?»

«Ну хорошо, небо у нас над головой не является настоящим космосом, истинный космос у нас под ногами. Но ведь метеориты-то сыплются на нас именно сверху, из ненастоящего космоса, как же вы собрались их добывать в космосе настоящем? Ах, вероятно, они попадают в центр нашей планеты-полости из межпланетных тоннелей? Но где диалоги об этом?»

В какой-то момент чувствуешь себя глупо от этих перечислений.

«Это всего лишь шарж, чего вы хотите». Но стоп, почему тот же «Слимп», «Меч без имени» или «Остров Русь» при всей разухабистости повествования прояснял подобного рода моменты, если не объясняя их, то хотя бы фиксируя реакцию на них персонажей? Я, наверное, зануда, но даже мир «Там, где нас нет» или «Х-ассенизаторов» кажется мне менее рассыпчатым и лоскутным, чем мир «Звездного ворса».

Или это влияние возраста?

Может, просмотри я «Звездный ворс» лет в девятнадцать, мой мозг принял бы все на ура и сам выдумал бы всему необходимые обоснования?

Не знаю.

Еще при просмотре меня преследовало странное чувство значимости формата. Чувство это преследовало меня еще годы назад при просмотре фильмов «Экстрасенс» и «Знакомьтесь, Джо Блэк» - оба фильма были сняты так, что казалось, предстань сие моим глазам в виде книги, читалось бы оно с удовольствием. Ну а в киноформате - вызывало легкую тошноту.

Еще Четвертую Стену разрушала голова Шнура, что, впрочем, неизбежный эффект при использовании звезд подобной величины. Фильм, как я уже сказал, сохранять Четвертую Стену в целости даже и не планировал, создатели скорее всего изначально рассчитывали снять комедию-капустник для своих.

Жалко?

Даже этот фильм, впрочем, оказался способен навеять философские мысли. В одной из посещенных героями планет-полостей мы встречаем мир разумных голов, эдаких колобков, способных передвигаться без тела.

Планета так и называется - «Колобок».

Экскурсоводша-гид рассказывает героям об истории этого мира, рассказывает, как беспомощные первоначально колобки - не помню уже, так ли они сами себя называли? - научились приручать местных обезьяноидов, используя их труд и их силу.

Меня позабавило это.

С точки зрения традиционно понимаемой теории эволюции, конечно, это безжалостный трэш, поскольку неясно, как у почти беспомощных колобков мог бы развиться разум, достаточный для подчинения обезьяноидов почти без помощи действий. Одними словами, жестикулярным гипнозом, как-то еще?

С другой стороны, после прочтения еще в юности произведений Веллера я как-то либеральнее отношусь к этому аспекту теории эволюции. «Зачем бестелесным головам разум?» - «А человеку он по большому счету зачем? Эволюция может работать не так прямолинейно-утилитарно, как представлялось авторам советских научно-популярных брошюрок, она может ни с того ни с сего дать какому-то виду существ энергоизбыток и заставить их мучаться с поиском поля для приложения своих сил».

Но мысль интересная.


Задумавшись о том, как странно было бы, если бы эволюция и впрямь создала где-то разумный вид, способный к полноценной самореализации лишь путем поиска себе раба-носителя, я вдруг вспомнил одну собственную идейку из подростковых лет. Придуманную мною еще до прочтения Веллера и Турчина, казавшуюся мне тогда дико оригинальной, хотя кому только она ни являлась на ум?

Идейку о симбиозе.

Существуют, дескать, невидимо-бесплотные симбионты, кои паразитируют на обезьянах. Именно они стоят за поверьем о существовании душ. После смерти той или иной обезьяны - или, если угодно, человека? - симбионт может сохранить в себе его личность, тем более, что, возможно, именно он за ней и стоял изначально.

При этом личность человека может быть в разной степени как плодом обезьяньего мозга, так и эффектом влияния симбионта. Ирония в том, что коэффициент этот может сдвигаться в разные стороны самим человеком, хотя кто он в тот или иной миг - едва ли ему дано видеть. Если личность человека на девяносто пять процентов образована влиянием обезьяны, то, очевидно, на девяносто пять процентов она и погибнет.

Мило, не правда ли?

Эдакий перепев религиозных теорий, для чего, собственно, и задумывалось это когда-то. Ну а если сравнить этих симбионтов с жителями планеты Колобок?

Бестелесные духи, научившиеся подчинять себе обезьяноидов для выполнения каких-либо важных нужд. Выглядящие бестелесными, впрочем, только для грубых глаз обезьян, но сами себе, возможно, кажущиеся такими же плотными и вещественными, как те колобки.

Их общество, вероятно, будет построено на умении подчинять обезьян так же, как наш мир - на добыче урана и нефти. Та склонность нечистых духов, языческих богов и Операторов из книги Барбары О'Брайен «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно», которую я не понял, их помешательство на человеческом мире и на манипулировании людьми в каждой мелочи, становится вполне объяснимым, если допустить, что нечистые духи, боги или Операторы без человеческого мира - ничто.

Впрочем:

- это если говорить о симбионтах, условно размещенных вне человека.

Ну а если говорить о симбионте, могущем быть названным таким с чуть большим правом, о симбионте, размещенном внутри человеческого мозга? Как для него будет ощущаться субъективно способность подчинить обезьяну?

Как сила воли.

Тут у меня возникло ощущение замыкания круга, чувство «опять мы собрали мз украденных с завода деталей автомат Калашникова».

Впрочем, думал я над этим на самом деле не особенно долго. Так, мелькающие в голове фоном мысли во время просмотра фильма?


Сила воли.

Мир как тренировочный центр для «колобков», где они прокачивают этот параметр, учась управлять своими двурукими и двуногими автоматами. Странно, что они не научились до сих пор выращивать себе полностью послушные автоматы, впрочем?

Или это агрессивная раса, готовящая себя к распространению по Галактике и захвату новых видов в будущем? Хотя нет, все равно странно, практичнее тогда было бы изобрести что-то научно-технологическое для легкого овладеванья умами.

Сила воли.

«Понятно теперь, почему ее тренировку часто сводят к подавлению желаний тела, почему святыми человечество самых разных культур обычно считает аскетов, отказавшихся от естественного и приятного?»

Хотя тот же секс в христианстве вроде как разрешен в пределах супружества, разрешено даже получать от него удовольствие, но все равно он почему-то считается как бы немного грязным, Иисус почему-то все равно должен был родиться - вслушайтесь в звучание прилагательного - непорочным путем.

«Всего лишь очередная гипотеза».

Ну да, гипотеза, в которой при желании можно выискать дыры. Пожалуй, работоспособна она может быть только при допущении, что обезьяноиды и колобки на нашей планете лишь недавно сумели найти друг друга, еще не подстроившись друг под друга толком?

то-о-чём-думалось

Previous post Next post
Up