Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется

Sep 09, 2020 05:12



В ноябре 2015 года Роман Пославский познакомил меня с Максимом Игнатенко - одним из самых активных общественных деятелей Юбилейного, активиста велодвижения Королёва. В библиотеке им. Крупской, мы обсуждали велоинфраструктуру и её перспективы в нашем наукограде. В ту пору общественный интерес к развитию и обустройству городов только начинал набирать обороты, а обсуждение общественных инициатив проходило с оговоркой "маловероятно в ближайшее время". Зимой и весной периодически мы с Артёмом Просяковым, Максимом Игнатенко и Романом Пославским обсуждали основные маршруты для организации велодорожек и велополос в Королёве, подчеркивая, что в первую очередь эти маршруты должны идти от конкретной точки "А" в точку "Б", т.е. быть системными и целенаправленными, а велосипед должен быть не только видом отдыха и развлечения, но и одним из видов внутригородского транспорта.


Самым значительным по масштабам предложением по развитию городской инфраструктуры была не новая, но практически мертвая идея организации пешеходных улиц в Королёве. Акуловский водоканал стал такой пешеходной улицей естественным путем, на баланс города эта дорога была переведена, вроде бы, в 2013 году сотрудниками Администрации Минакова, но обустройство уже использовавшегося жителями пространства не казалось прорывом или серьезным шагом в создании системы пешеходного и велодвижения в городской среде. Не могло и в голову прийти проталкивать это благоустройство как связующий элемент Технопарка в Юбилейном и Иннопарка на территории ДСК-160.

В начале 10-х годов обсуждался вопрос преобразования в пешеходную улицу отрезка ул. Карла Маркса от улицы Циолковского до Октябрьской, но так как на на ней не так много точек общественного притяжения (магазины, муниципальные, социальные учреждения), эта идея не нашла живого отклика. Ещё одним блуждавшим в обществе предложением было преобразование улицы Октябрьской в пешеходную (или смешанную) зону. Это предложение имеет ряд существенных аргументов:



Во-первых, улица Октябрьская - одна из тех пешеходных артерий, по которой многие сотрудники ракетно-космических предприятий идут на работу и с работы, логично, что их маршрут должен быть максимально безопасным и комфортным. Одновременно, на улице небольшой трафик и она в основном используется как парковка.



Во-вторых, на улице Октябрьской расположены многие муниципальные учреждения - здание Администрации (Октябрьская-1), здание приемной Администрации (Октябрьская-2), комитет образования (Октябрьская-8а), стоматология (ул. Октябрьская-5), а также корпус Технологического университета, Школа №1, детский сад "Солнечный город", рядом же городской суд, Фабрика-кухня, улица Кирова с магазинами на первом этаже - естественные точки притяжения людей;



В-третьих, на улице есть магазины, например, Новый гастроном;

В-четвертых, на улице Октябрьской много интересных зданий, которые создают зону комфорта и безопасности, кроме того, они невысокие и они не "давят" на пешеходов, не отбрасывают тень на улице, наоборот, благодаря такому градостроительному решению, масштабу, улица освещена практически всё время от восхода до заката.



В марте 2016 года договорились о встрече с руководителем Администрации Юрием Копциком... в его кабинете. Это был первый и последний раз, когда я был в кабинете Копцика. Нет, золота и платины нет, зато много белой кожи на мягких креслах. Разговор длился часа два, но опытные жители знают, что встречи с Копциком могут длиться куда дольше. В результате нас с Максимом Игнатенко отправили к начальнику управления благоустройства Ивану Студеникину. Мы встретились на майских праздниках в кабинете Студеникина, который был куда скромнее, и может быть отчасти поэтому разговор был конструктивный и интересный. Показали ему схему велодорожек и велополос, которую разрабатывали (ха-ха) зимой. Это схема 2017 года, предупреждаю, она устарела.



Но, как учил товарищ Кац, прежде чем предпринимать какие-либо конкретные решения о полном или частичном перекрытии улицы, мы предложили провести исследования и посчитать в течение года пешеходный и автомобильный трафик. Но делать это нужно было по правилам, а лучше всего наглядно - с использованием видеокамер. Студеникин отправил нас к Игорю Трифонову - начальнику аналитического управления. Тот затягивал вопрос где-то с год, а затем и вовсе ответил - камеры плохого качества, ничего Вы там не увидите, и направлены они не туда, куда нужно, а зачем они тогда нужны непонятно. На этом вся история казалось бы умерла, и на то имелись объективные причины.



Во-первых, прежде чем перекрывать улицы нужно проводить исследования автомобильного и пешеходного потока. Делается это небанальным пересчетом пешеходов и автомобилистов в час и последующим умножением на 24 часа, а по специальным методикам, разработанным в зарубежных (а сейчас уже и в отечественных) институтах по проектированию общественных пространств. Раз Трифонов записи с камер не дал - остается идти морозить попу на улице в течение года. Ну или продавливать решение, не аргументируя перед жителями вообще ничего. Это, как вы понимаете, не наш метод.

Во-вторых, ни у кого не было желания морозить на улице попу в течение года. Нужно было заниматься кварталом на Фрунзе.

Но оказалась, что идея не умерла. Где-то в подкорке сознания она осталась и в 2017-2019 годах Администрация Ходырева разработала план по созданию единого пешеходного пространства от первой проходной РКК «Энергии» до Акуловского водоканала, дальше на проспект Королёва (и в другие районы города). Они разбили амбициозную задачу на три ключевых этапа:

Первый этап: должен быть очевидным и банальным, проект на который легко выделят бюджетные средства. Таким проектом стало благоустройство Центральной площади, сквера покорителей космоса и бульвара параллельно парку. Действительно, в 2017-2019 годах благоустраивали именно эту зону с обустройством велоинфраструктуры.



Второй этап: "ударная группа", которая создаст основу функционирования системы и перспективу её дальнейшего развития. Такой ударной группой стало благоустройство Акуловского водоканала и прилегающих к нему территорий (участок ул. Октябрьской от Чайковского до канала, улица Грабина и пр.).



Третий этап: финальный аккорд, включающий в себя а) сквер перед проходной РКК «Энергия»; б) участок улицы Октябрьской от круга до Терешковой.



И реализация такого значительного плана оказалась куда сложнее, чем нам казалось в 2016 году. Мы то думали, что начать стоит с улицы Октябрьской, как с самого сложного для согласования с жителями и выделением финансирования участка. Но зачем начинать с трудного, когда можно подготовить почву, соблазнив жителей общественными пространствами, а Губернатора уломать на финансирование фразой "Ну давайте добьем этот проект, ведь осталось чуть-чуть"? Если такой план был задуман ещё в 2016-2017 годах, то его можно и нужно классифицировать как искусство муниципального управления.

Впрочем, догадался, что в идее теплится жизнь я в 2019 году, когда на заседании очередной рабочей группы по благоустройству Иван Евгеньевич Студеникин аргументировано обосновывал необходимость включения в список общественных пространств на голосование на Доброделе сквера перед первой проходной «Энергии», правда, он не настаивал и потому сквер исключили из перечня на голосование.

Вчера же, во вторник, на оперативном совещании Ходырев заявил: "На этом нельзя останавливаться. <...> Надо эту зону влево-вправо обустраивать. Надо делать лыжню, велопрокаты, надо делать точки питания определенные, где можно было бы чай попить пожилому населению. То есть далее надо развивать. Кроме того, коли мы говорим о точках роста, мы говорим о том, что главным критерием среди них... будем говорить, что надо соединить центр с Юбилейным, туда до пруда на Тихонравова, туда до пруда, на Юбилейный. <...> и я Вам скажу, что я вот вчера давал поручение рассмотреть на комиссии по безопасности движения вместе с ГИБДД, вместе со специалистами и сделать улицу Октябрьскую пешеходной зоной, закрыть её! То есть от Ленина или, будем говорить от проходной РКК "Энергия", можно свободно выехать на велосипеде и через полчаса ты окажешься в Юбилейном и не надо никакого транспорта. Зимой, конечно, сложнее <...>. Это очередная задача, которую мы перед собой ставим, она амбициозная, но её делать надо!"

image Click to view



А на Королёв-тв повторили уже во всеуслышание.

image Click to view



Что всем этим я хотел сказать?

Во-первых, вот уж действительно, нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

Во-вторых, можно ли назвать авторами идеи пешеходной улицы Октябрьской нас с Максимом Игнатенко, Артёмом Просяковым и Романом Пославским? Нет. Идея была рождена ещё до 2015 года, а вот аргументировали её, концептуально представили, вложили её в подкорку власти в Королёве - мы. К сожалению, фотографии, где мы вчетвером нет. На фото Максим Игнатенко и Роман Пославский.



Правда, как и 4 года назад мы выступаем за предварительное исследование с внятными и прозрачными критериями, обосновывающие принятие того или иного решения, за тестирование перекрытия Октябрьской на выходных прежде, чем её закрыть окончательно. Вполне может оказаться, что сужение улицы до одной (пусть и односторонней) полосы даст тот же эффект без полного перекрытия. Яркий пример - Большая Дмитровка в Москве:



В-третьих, о каких там точках питания говорил Ходырев? Думаю, об этом в ближайшее время расскажет Роман Иванов. Подписывайтесь на сообщество «Официальный Королёв», где публикуются менее значительные новости, но крайне важные и интересные.

Всё самое свежее я теперь публикую в телеграм-канале «Наукоград Королёв». Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать посты, подписывайтесь на Дайджест новостей! Это почтовая рассылка самых интересных новостей и статей за последнее время, связанных с городом.

И не забывайте про Вконтакте, Фейсбук и Ютюб

… и ещё сайт о Генплане Королёва и о Правилах землепользования и застройки!

Подлипки, Генплан, Королёв, Благоустройство

Previous post Next post
Up