Ликбез для юнармейцев: Как отличить "фейковые" новости от настоящих?

Mar 10, 2017 00:30



Сегодня в 11-й гимназии собрали Юнармейцев для проведения лекции на тему "фейковых" новостей. Если кто не в курсе, "Юнармия" это продолжение политики государства в "Совершенствовании личностей" детей [Я не шучу, это у них в уставе записано] не родителями, а самим государством; назвали всё это как обычно "Военно-патриотическое движение". И сегодня в 11-й гимназии ведущий Первого канала Сергей Тугушев и Глава Королёва Александр Ходырев рассказывали молодежи о фейковых новостях (термин, выведенный Дональдом Трампом на новый уровень) и информационной войне. Так получилось, что я рекламщик и очень хорошо знаю о методах манипуляции обществом и общественным мнением, которые отлично демонстрируют в своей работе редакторы Первого, России-1, НТВ и других каналов. Давайте посмотрим, о чём рассказывали школьникам на этой лекции...

image Click to view



Ничего конкретного про "фейквые новости" не показали, но, надеюсь, что Юнармейцы уже знают, что "защититься" от пропаганды можно только анализируя информацию из множества источников собственной головой, а не останавливаться на просмотре только "правильных" новостей из "правильных" источников. Впрочем, цели Юнармии гораздо шире, вторая статья Устава гласит:

Предметом и целями Движения является: 5) формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Ну, Бог с ними, Если уж бороться с врагом, то врага нужно знать в лицо. Так давайте же ознакомимся с методами манипуляции общественным мнением. За предоставленный список спасибо группе Вконтакте "Антипропаганда":

Методология Антипропаганды основа на работах западных и российских ученых. В первую очередь, это британский исследователь массовых коммуникаций, пропаганды и цензуры, Роберт Коул. Его статьи публикуются в научных журналах Оксфорда и Кембриджа. Для разработки данной методологии использовались, в частности, его книги «The international encyclopedia of propaganda» и «Propaganda in twentieth century: war and politics». Но, основанная только на работах одного автора, наша методология была бы неполной, поэтому мы обратились к книгам С.Г. Кара-Мурзы «Манипулирование сознание» и В. Сороченко «Энциклопедия пропаганды». Приведенные ниже методы являются основными, упомянутыми этими авторами и наиболее популярными по использованию в современных СМИ.

1. Анонимный авторитет - одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», «Доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей.
Источник - Сороченко, 2006, стр. 245-249.

2. Апелляция к большинству - «все вокруг считают так, следовательно, это верно». Также сюда относятся апелляция к авторитету: «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?» и апелляция к традиции: «Так считается с древнейших времен, потому это верно».
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

3. Апелляция к предрассудкам - апеллирование к предрассудкам массовой аудитории используется в том случае, когда необходимо придать своей точке зрения убедительность в связи с ее моральной ценностью. Так же может использоваться обратный механизм - опровержение оппозиционной точки зрение через утверждение ее аморальности.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

4. Атака любовью - технология используется в тех случаях, когда необходимо сделать кого-то сторонником идеологии или общественного движения. Стоит человеку стать частью этой группы, а как остальные члены окружают его вниманием так плотно, что у него нет возможности встретиться со своим прежним кругом общения. Может выражаться в виде постоянных собраний, разных других видах деятельности, которые полностью занимают досуг неофита, не давая ему возможности вернуться на прежние позиции.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

5. Афоризмы - прекращение обсуждения путем использования слишком упрощенных фраз и аргументов (например, «у войны нет альтернативы»).
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

6. Блестящий фантик - таким термином исследователи пропаганды называют слова, положительно описывающие объект, но ничего не говорящие по существу. При этом характеристики расплывчаты настолько, что могут быть применены к любому объекту, в то же время опровергнуть их и назвать ложными нельзя. Возникает так называемый «эффект Барнума» (расплывчатость характеристики не вызывает сомнений в ее справедливости). Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

7. Будничный рассказ - используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе.
Источник - Сороченко, 2006, стр. 245-249.

8. Верность - цель техники убедить поддержать нужную точку зрения, чтобы не выглядеть в глазах общества предателями и трусами.
Источник - Тагвел, 1979, стр. 295-324.

9. Восславление героев - цель этой техники в том, чтобы показать нейтрально настроенным людям силу духа, храбрость и справедливость действий «борцов за свободу». Более того, часто такая техника предполагает, что противники также начнут сомневаться в справедливости своих убеждений, а сторонники убедятся в правильности своих действий и преисполнятся гордости.
Источник - Тагвелл, 1979, pp.295-324.

10. Дезинформация - введение в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации, чтобы подтолкнуть аудиторию к действиям, нужным манипулятору.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

11. Демонизация врага - превращение представителя другой нации, этнической группы или сторонника иной точки зрения в «недочеловека», аморального, безжалостного и тд, используя ложные или непроверенные обвинения. Представление оппонента в заведомо невыгодном свете, преувеличение или фальсификация недостатков/проступков, противопоставление его и целевой аудитории.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

12. Держи вора - цель метода состоит в том, чтобы смешаться с преследователями, если вас обвиняют в чем-то, нужно обойти противника и начать самому же каяться.
Источник - Сороченко, 2006, стр. 245-249.

13. Добрые слова - слова, которые вызывают у зрителя позитивные эмоции по отношению к описываемому объекту. Например, мир, счастье, безопасность, свобода, правда, стабильность, «молодой перспективный лидер» и т.п.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

14. Забалтывание - метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Еще метод забалтывания нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.
Источник - Сороченко, 2006, стр. 245-249.

15. Игра с масштабом - изменение реального масштаба событий для преуменьшения или преувеличения его важности. Виды: гипербола - разновидность тропа, основанная на преувеличении (кровавая бойня, а на самом деле двое пострадавших), литота - намеренное преуменьшение (мелкие нарушения на выборах), гротеск - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях, градация - расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости (безжалостная, жестокая, кровавая).
Источник - Тагвелл, 1979, pp.295-324.

16. Избирательная правда - техника пропаганды, при которой манипулятор говорит зрителям правду, но лишь ту ее часть, которая ему выгодна, замалчивая остальное. Особенность этого метода в том, чтобы выбрать лишь нужные манипулятору факты и смешать их с тем, что хочет/ожидает услышать зритель. В этом случае, у аудитории не возникает ощущения, что они подверглись пропаганде.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

17. Когнитивный диссонанс - когнитивный диссонанс возникает тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. Состояние когнитивного диссонанса неприятно для психики и влечет за собой стремление личности изменить собственные установки. Примером использования когнитивного диссонанса в качестве манипулятивной техники может служить ситуация, когда известно, что большая часть населения не поддерживают определенного кандидата на выборах, но очень доверяют какому-то общественному лидеру. Достаточно этому лидеру высказаться «за» кандидата, как многие люди поменяют свое отношение к кандидату, так как негативное отношение больше не будет вписываться в их картину мира. Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

18. Козел отпущения - перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников и/или переключая внимание с необходимости решить проблему.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

19. Контроль вербальных обозначений - примером служат такие обтекаемые фразы как «ковровые/точечные бомбометания», «зачистка территории» и т.п., которые убирают из сознания смертоносный характер. Частые случаи контроля вербальных обозначений - дисфемизм и эвфемизм. Дисфемизм - грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо. Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной нагрузке слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Например, использование выражения «более жёсткие методы допроса» вместо слова «пытки» и т. п.
Источник - Тагвелл, 1979, pp.295-324.

20. Контроль за обстановкой - попытка манипулятора контролировать социальную среду и ее взгляды путем социального давления. Таким образом, носители популярных идей получают от него социальное одобрение, остальные же выставляются в самом невыгодном свете. Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

21. Культ личности - создание идеализированного героического образа в сознании аудитории, порой путем лжи и подлога. Объект культа личности представляется все умеющим, со всем справляющимся героем. Пиар культа личности может проводится в любой сфере, объект будет представлен и преуспевающим бизнесменом, и примерным семьянином, и ответственным членом гражданского общества.
Источник - Коул, 1998, стр. 615-625.

С другими методами пропаганды можно ознакомиться здесь: ссылка.


Добавить в друзья в ЖЖ

Основной Твиттер

Фэйсбук

Группа в Вконтакте

ВКонтакте

Запасной Твиттер

Первый, Гимназия-11, Королёвтв, Королёв

Previous post Next post
Up