Sep 05, 2011 19:12
Перечитала "Улитку на склоне" Стругацких. Так уж получилось, что между первым и вторым прочтением прошло где-то 10 лет. к сожалению, в "детстве" я не делала никаких заметок о книгах, а только переписывала годные цитатки в заветный блокнот.
Выписки из "Улитки", в целом, показательны. Например, такая: "что никакой свободы нет, заперты перед тобой двери или открыты, что все глупость и хаос, и есть только одно одиночество...". Или вот эта: "И всех я здесь знаю. Будете слоняться от хрустальной распивочной до алмазной закусочной." Хотя есть и менее мизантропичная: "Можно, конечно, объявить кампанию по предотвращению зимы, шаманить, нажравшись мухомора, бить в бубны, выкрикивать заклинания, но лучше все-таки шить шубы и покупать валенки... "
Такое ощущение, что за это время изменилось чуть более, чем всё. Отношение к главным героям с "ах, и со мной происходит тоже самое" сменилось на "бедные, бедные дети...". И Кандида, и Переца стало как-то по-мамски жаль. Заблудились, маленькие, ути-пути. Хотя какие они маленькие - взрослые мужики, еще и постарше меня. Но рефлексируюююююют... Пожалуй, наибольший эмоциональный простест вызывает их нежелание принять окуржающую действительность как она есть. Они привыкли вписывать мир в компактные логичные рамочки собственной этики, а тут - такой облом. Ни лес, ни Управление в них не влезают, уж извините. Атмосфера зыбкости пронизывает всю книгу - герои словно строят замки на песке, а волна объективной реальности регулярно их размывает. Repeat until.
Тем не менее, одна вещь в "Улитке" мне нравиться не перестала - это мастерское изображение окружающего идиотизма) Пожалуй, лучше всего это передано в сцене поиска сбежавшей машины:
"А что за побег? -- спросил он.-- И куда мы едем?
-- Побег самый обыкновенный,-- сказал Вольдемар, закуривая.-- Каждый год у нас такие побеги. У инженеров машинка сбежала. И теперь приказ -- всем ловить. Вон, ловят...
Поселок кончился. По пустырю, озаренному луной, бродили люди. Они словно играли в жмурки -- шли на полусогнутых ногах, широко расставив руки. Глаза у всех были завязаны. Один с размаху налетел на столб и, вероятно, болезненно вскрикнул, потому что остальные разом остановились и стали осторожно ворочать головами.
-- Каждый год такая петрушка,-- говорил Вольдемар.-- У них там и фотоэлементы, и разная акустика, и кибернетика, охранников-дармоедов понаставили на каждом углу -- и все-таки обязательно каждый год у них какая-нибудь машинка да сбежит. И тогда тебе говорят: бросай все, иди ее ищи. А кому охота ее искать? Кому охота с ней связываться, я спрашиваю? Ведь если ты ее хоть краем глаза увидишь -- все. Или тебя в инженеры упекут, или загонят куда-нибудь в лес, на дальнюю базу, грибы спиртовать, чтобы, упаси бог, не разгласил. Вот народ и ловчит, кто как умеет. Кто себе глаза завяжет, чтобы не увидеть, кто как... А кто поумней, тот просто бегает и кричит, что есть мочи. У одного документы потребует, у другого обыск сделает, а то просто залезет на крышу и вопит. Вроде и при деле, а риска никакого..."
Интересно, что я буду думать об этой книге еще через 10 лет?
цитаты,
книги