Итак, осталось неописанной только одна кавказская страна. Разумеется, речь идёт о республике Армения
Альбом:
Грузия. ПродолжениеГеография. Армения - самая маленькая из стран бывшего Союза. Практически вся территория находится высоко в горах, поэтому климат в стране не особо тёплый и благоприятный, несмотря на южную широту.
Граничит Армения с четырьмя странами: Грузией, Азербайджаном, причём с двух сторон, Ираном и Турцией. Также имеется граница с непризнанной республикой Нагорный Карабах. Армяно-азербайджанский конфликт очень сильно усложнил положение Армении. На данный момент, из четырёх границ открыты только две. С Азербайджаном речи об открытии границы и быть не может - страны до сих пор в состоянии войны. При этом страдают от такого сепаратизма обе стороны. Азербайджанцы не имеют прямого доступа в часть своей страны - Нахичеванскую АО, а армяне фактически лишены возможности добираться в остальные пост-советские страны. С Турцией граница тоже закрыта из-за нежелания признавать Турцией геноцид армян в 1915 году, а также из-за большой дружбы с Азербайджаном, над коим она фактически покровительствует. Впрочем, открытие границы с Турцией постоянно обсуждается и вполне возможно в ближайшем будущем. Автобусы из Турцию в Армению уже вовсю ходят, как внимательные читатели могли заметить, мы попали именно на такой. Местные в разговорах не отрицают и возможности установления мирных отношений и с Азербайджаном - по крайней мере, на высоком уровне встречи между странами случаются всё чаще и чаще. Однако сейчас, Армения находится в довольно незавидном положении. С внешним миром она имеет связи только через Грузию и Иран (ну и аэропорты Зварнотс и Гюмри). А если вспомнить, что до 1 марта 2010 года, граница Грузии с Россией была закрыта, то выходит, что армяне вообще не могли проехать в Россию, Украину и остальные страны. Так что, открытие этого перехода, в первую очередь было выгодно именно им.
Собственно, и попасть в страну из-за обилия конфликтов на Кавказе довольно сложно. Если это надо сделать наземно, то сначала см. попадание в Грузию, а оттуда уже до Армении добраться несложно. А так, основным порталом попадания в страну и убывания из неё является аэропорт Зварнотс города Ереван.
Однако первый раз в Армению мы попали ни одним, ни другим способом. А въехали мы в страну из исламской республики Иран. Но из-за сложности получения иранской визы, этот способ не особо полезен. Так что остаётся ждать открытия границы с Турцией, тогда в страну будет попасть проще. Убывали мы тогда, кстати, уже стандартно, по воздуху.
По этим же причинам, Армения - страна довольно дорогая. Впрочем, нам так показалось в прошлый раз. Действительно, Армения по многим параметрам была дороже Азербайджана (за счёт того, что сюда всё очень трудно доставлять). Однако сейчас Армения показалась чуть ли не самой дешёвой страной в Закавказье.
Основной армянской валютой является драм. 1 рубль=12,5 драм, 1 доллар=380 драм. Уровень цены примерно таков:
лаваш - 80-100 драм.
пожрать в фастфудной хорошенько - 600-800 драм.
метро, троллейбус - 50 драм, маршрутные такси - 100 драм.
такси по городу - 600 драм.
билет на электричку - 150 драм.
Население. В первый раз в Армении мы оказались после Азербайджана. Всегда невольно сравниваешь соседние страны, регионы, республики. После азербайджанцев нам армяне показались довольно приятными людьми, чувствовалось, что нация довольно интеллигентная, это сквозило почти в каждом. Сразу вспомнилось, что среди армян существует довольно много известных людей, добившихся успеха в науке (а среди азербайджанцев кроме исполнителя песен Муслима Магомаева что-то никто не вспоминается).
После же Грузии Армения воспринимается несколько по-другому. Грузины тоже нация довольно-таки интеллигентная, и вряд ли уступает армянам по этой характеристике. Но армяне, как правило, спокойны и рассудительны, в то время, как классический грузин очень эмоционален. Эти особенности национальных менталитетов являются благодатным материалом для подшучивания друг над другом.
А в целом, армянский народ является некоторым подобием еврейского. Они тоже долгое время не имели своей земли, тоже на долю армян выпало немало мучений (из которых самым страшным было переселение турецкими властями всего народа в сирийскую пустыню, в результате чего погибло 1,5 миллиона армян).. И сейчас в самой Армении живёт меньше половины всех армян в мире - гигантские диаспоры имеются в России, США, Франции, Иране. Чуть поменьше в Украине, Абхазии, Грузии, Турции, Сирии.
В связи с этим вспоминается забавный факт. Когда мы прилетели 2 года назад из Еревана в аэропорт Домодедово,
пассажиров разделили на две очереди к погранконтролю: граждане России в одну, все остальные в другую. Вспомнив, какая была маленькая очередь из россиян, когда я прилетел из Киргизии, я не сомневался, что погранконтроль мы пройдём быстро. Но не тут то было - чуть ли не весь самолёт (состоявший преимущественно из армян) ринулся именно в очередь для россиян.
В общем то, всё логично - в республике работы очень мало, уезжают в Россию, или ешё куда-нибудь все, кто только может. Там им обязательно помогут, диаспора своих в беде не бросает. А оставшиеся в Армении живут в основном за счёт помощи работающих в других странах родственников.
Настроения по ту сторону границы отличаются кардинально. Известный факт, что армяне очень не любят грузин (да и вообще, выходит, что никого из соседей кроме иранцев не любят). В Грузии любой разговор начинается о том, что мы то россияне и грузины друзья навеки, а всякие политики-мудаки нас ссорят. Больные темы с непризнанными республиками редко подымаются. Совсем другое дело в Армении. Тут основная концепция близка к российской: Саакашвили - редкостный урод, напал на Южную Осетию, грузины - казлы, а Путин с Медведевым - отцы и молодцы, хвала им и почёт. Вот почему то часто российские президенты воспринимаются в союзных республиках, как великое благо, которому мы, россияне, должны радоваться. Что вВ Киргизии постоянно приходилось слышать, что "Вот у вас Путин, нам бы его", что в Армении. Видимо это происходит от сравнения положения дел в России и в своей стране, которое оказывается явно не в пользу этой последней. Попытки объяснить, что всё у нас далеко не так безоблачно, как кажется, и что у нас тоже никто власть не любит, ни к чему не приводят.
Так вот к грузинам особой любви здесь нет. Один водитель троллейбуса поведал мне народную мудрость, что армянин скорее с азербайджанцем (с которыми у них конфликт) будет дружить, чем с грузином. И так оно в общем то и есть - в третьих странах, армяне и азербайджанцы часто вместе живут и сотрудничают.
Надо сказать, что к Карабахскому конфликту в Армении куда более адекватное отношение, чем самизнаетегде.. Никто не считает каждого необычного человека азербайджанским шпионом. Даже документально подтверждённые факты пребывания в республике Азербайджан (в виде штампов в паспорте) не вызывают у пограничников вселенской паники и желания вытрясти всю душу из человека расспросами, что же он делал в этой вражеской стране. Такое впечатление, что здесь почти никто и не считает азербайджанцев врагами - говорят о них совершенно спокойно, безо всякой злобы. Хотя казалось бы, в сложившейся ситуации как раз Армении стоило бы быть куда более настороженной.
На вокзале в Ереване довелось разговориться с сотрудником милиции. Как всегда распросы: "Откуда? Куда?", и конечно же "Как доехал?" (расспросы имели именно дружеский характер, без проверки документов).На последний вопрос, я честно ответил: "Через Азербайджан.". Реакция миллиционера была потрясающей:
- О, а их виза у тебя есть?
- Не, нам в Азербайджан визы не надо. Только в Грузию.
- Не, ну не виза. Ну вот штампы же на границе ставят..
- Ну да, штамы есть конечно же.
- Ой.. а можно посмотреть?
Климат. Несмотря на сильную южность, Армения - страна очень холодная. Причина этого то, что она находится в высокогорье. И как назло, оба раза мы здесь были зимой. Первый раз морозы были такие, что хоть на стенку лезь (до -15-20 опускалась температура).
IMG_1996
Flamber.ruСейчас же вроде было не так жестоко, однако всяко холоднее, чем в соседней Грузии. Лучше всего, конечно, сюда весной или осенью приезжать.
Железная дорога
Армения - страна маленькая и горная. С учётом того, что она фактически изолирована от внешнего мира, а железная дорога развита не то чтобы хорошо (очень много линий пропало из-за разреза границ). Возить по ней особо то и некуда. Однако это не помешало Российским железным дорогам выкупить её полностью, и теперь Армянская ж.д. называется Южно-Кавказской.
Вот как выглядит общая схема линий:
Альбом:
Грузия. ПродолжениеПо этой линии ходит несколько электричек (Ерасх, Армавир, Арарат причём в сторону Раздана из Еревана не ходит ничего), и 3 поезда дальнего следования: 2 поезда "Ереван - Гюмри", 1 международный "Ереван - Тбилиси". Вроде бы ещё не так давно ходил международный поезд "Ереван - Батуми". В реальности сложно представить, чтобы кто-то таким маршрутом мог ехать. Можно видеть какой кракозяброй поезд идёт в Грузию (через Армавир, Гюмри, Ванадзор и пограничную станцию Айрум). Путь этот он идёт всю ночь. При наличии множества маршруток, проходящих расстояние между двумя столицами в несколько раз быстрее, сложно представить, чтобы этот поезд мог быть востребован. И мой опыт это подтвердил - в самом дешёвом общем вагоне кроме меня ехало человека 3-4..
(а я ещё думал купить билет в плацкарт, чтобы выспаться, но кассирша отговорила меня, сказав, что все равно никого в поезде не будет). Возможно после того, как будет построен участок "Раздан - Ванадзор" ситуация улучшится, и поезд будет более востребован. А так то не очень понятен смысл покупки этого железной дороги РЖД (Впрочем РЖД вообще редко совершает какие-либо логичные действия).
Вокзал Еревана
IMG_2010
Flamber.ruРасписание поездов на вокзале.
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. ПродолжениеКогда я его стал фотографировать, из недр выполз мент, и стал говорить, что этого делать не следует. На вопрос: "А почему? Я для себя узнаю, чтобы знать когда поезд будет (что было даже правдой)", изрёк: "Ну это секретные данные. Их нельзя фотографировать!"...
Столица Армении - город Ереван
Альбом:
Грузия. ПродолжениеИз всех трёх кавказских столиц, Ереван, пожалуй, наименее интересный. Несмотря на свой невероятно большой возраст (основанием Еревана считается основание урартского города Эребуни в 782 г. до н.э., сейчас это место на окраине города), сохранилось до наших дней очень мало чего. Город постоянно страдал от многочисленных войн, за всю историю множество раз переходил из рук в руки, а в начале Советской эпохи он подвергся комплексной реконструкции, в ходе которой практически вся старина исчезла (то, что чудом сохранилось в Советскую эпоху добивается в наше время). Сейчас практически весь город построен в едином стиле из некоего пористого вулканического материала. В связи с этим большинство зданий имеет красноватый оттенок
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. Продолжение Центральная точка города - лестница "Каскад"
Альбом:
Грузия. ПродолжениеОбелиск наверху
Альбом:
Грузия. ПродолжениеВид сверху на подножье Каскада
Альбом:
Грузия. ПродолжениеВнизу стоит парк с забавными фигурами
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. ПродолжениеВ других местах подобное современное искусство тоже встречается
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. ПродолжениеЗимой тут даже работают фонтаны! Ну правда, слабо
Альбом:
Грузия. ПродолжениеИ плещутся утки
Альбом:
Грузия. Продолжение "Москва" по-армянски
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. Продолжение
Альбом:
Грузия. ПродолжениеВ районе крепости Эребуни - того самого места, откуда 2700 лет назад начался Ереван. Сама крепость настолько невзрачна, что её также и несфотографируешь...
IMG_2003
Flamber.ruКстати, вот подобная дымка постоянно висит над Ереваном. Что в тот раз, что сейчас. Не очень понятно с чем это связано. Если дождаться момента, когда её нет, то можно увидеть вершину Арарата..
IMG_2002
Flamber.ru Собор Григора Лусаворича - главный храм Армянской Церкви.
Альбом:
Грузия. ПродолжениеВ прошлый раз нас направили к другому храму, и мы 2 года были уверены, что Собор Григора Лусаворича - это вот эта церковь
IMG_2020
Flamber.ru
IMG_2019
Flamber.ruВТБ и сюда пробрался...
IMG_2015
Flamber.ru Есть в Ереване и персидская мечеть. Поездив по Ирану, и насмотревшись на плакаты с Имамом Хомейни, очень было забавно и здесь его увидеть..
IMG_2023
Flamber.ru Интересную легенду сказывают о названии города. Как известно, в непоредственной близости от города находится знаменитая гора Арарат. Та самая, к которой причалил Ковчег. Когда на горизонте показалась вершина Арарата, Ной воскликнул: "Ереванц", что значило "Она появилась".
В последствии название часто трансформировалось. Всю вторую часть 19 века, и начало 20-го, город находился в составе Российской Империи и был известен, как "Эривань" (созвучно с окрестными Нахичевань, Карчевань, Ленкорань..). В Советское время, он снова официально стал Ереваном.
Ну и поговорим о транспорте нашем любимом. Ну как и в любом азиатском городе, основным транспортом в городе являются маршрутные такси. На втором месте по популярности в армянской столице является метрополитен...
IMG_2014
Flamber.ru Состоит Ереванский метрополитен из 10 станций. Главная линия "Площадь Гарегина Ндже - Дружба", и ответвление "Шенгавит - Чарбах", по которому ходит челнок. Уже в Баку и Тбилиси вовсю ходили поезда под землёй, а в Ереване всё его не было. Естественно, что армянам тоже хотелось иметь свой метрополитен, но Ереван не дотягивал до города-миллионника (а в СССР это было необходимым условием). И власти пошли на интересный ход - присоединили близлежащие деревни к Еревану, благодаря чему, население стало близко к миллиону.
Изначально в Ереване планировали строить на метро, а скоростной трамвай (по типу того, что в Волгограде). Это также не очень устраивало армянское руководство. И оно, опять же, приняло интересный ход:
Первый Секретарь ЦК КП Армении на приёме у Генсека, поднял тему метро. Он обратился к Леониду Ильичу примерно так: "Дорогой Леонид Ильич! При расчётах пассажиропотоков в технико экономическом обосновании (ТЭО) необходимости скоростного транспорта в Ереване были допущены ошибки, корни которых в незнании традиций армянского народа. Дело в том, что каждый армянин, если он живёт отдельно от родителей, должен ежедневно их навещать. Следовательно, расчётные пассажиропотоки на перспективу будут как минимум в 1,5 раза больше, чем определяемые по методикам. Кроме того, республика развивается ударными темпами, хорошеет, жить в ней становится лучше и заграничные армяне (которых в несколько раз больше, чем в самой Армении) хотят вернуться на историческую родину. Духовенство поддерживает их стремление и по миру даже был пущен клич - "армяне - домой!". Таким образом, расчётное население Еревана к 2000 г. ожидается не 1,5, а 2,0 миллиона жителей. Нам нужно метро!".
Взято отсюда:
http://metroworld.ruz.net/yerevan/history.htm Ну, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Сейчас же Ереванское метро представляет довольно унылое зрелище. Пользуется им мало кто, потому что, опять же, оно охватывает далеко не весь город. Посему, все составы урезаны до двух вагонов (что является минимумом на всём советском пространстве).
Станция Чарбах. Та самая, что на ответвлении. А это поезд-челнок
Вестибюли здесь, как и в Баку, стараются не держать пустыми..
Но идея сделать компьютерный клуб в метро даже азербайджанцам в голову не пришла...
Впрочем, всё-таки эти 2 вагона худо-бедно заполняются, это не Днепропетровск и Самара.
Армянское метро - единственное, которое обозначается не традиционно буквой "М". Здесь "М" своя, армянская. Чем то похоже на U-Bahn в Берлине.
Также, в Ереванском метро до сих пор все надписи на двух языках - армянском и русском.
Ещё на большинстве станция сохранились раритетные часы старого образца с жёлтыми цифрами. Помню c детства, как такие часы висели на станции "Южная"
На данный момент Ереван остался фактически единственным городов в Закавказье, где существует троллейбусное движение (кроме него остался только Сухуми). Троллейбус города Гори, который я с восторгом
здесь описывал, как последнюю надежду Грузии: благополучно загнулся месяц назад.. (так, Грузия стала второй постсоветской республикой, избавившегося от наземного электротранспорта :((( ). В Ереване же ситуация с рогатыми хоть и не особо приглядная, но довольно стабильная. От былого великолепия осталось 5 маршрутов, да и те не пользуются особой популярностью, поскольку ходят с большими интервалами. Однако ситуация всяко идёт на поправку - ведь ещё года два назад было всё намного хуже. В 2008 за несколько часов пребывания в Ереване, нами не было замечено ни одного троллейбуса (похоже они все из-за холода забили на работу). Сейчас же закупаются новые машины производства ЛиАЗа:
С годом тигра
Есть ещё французские Renault, подаренные Лионом (единственные на территории СНГ)
Внутри просто сказка
Тюнинг троллейбуса по-армянски
Кабина водителя
Салон
Весь набор чудо-машинки:
http://www.transportglobus.info/photooutput.php?PhotoID=90476 Раньше в Ереване также были трамвай и канатная дорога. Трамвай был закрыт в 2004 году, рельсы местами лежат до сих пор. Канатная дорога закрыта не знаю когда, её остатки тоже доступны для созерцания. Может со временем её и восстановят..
Подробнее о транспорте Еревана можно почитать здесь:
http://www.transportglobus.info/cityinfo.php?Number=9260