Сегодня появилась
новость из Самары - приостановлены планы по развитию метрополитена.
Новость, с одной стороны - позитивная. Самара- классический пример того, что метро региональные мегаполисы не тянут. Проект длится уже более 40 лет, но эта единственная линия перевозит 34 тыс. пассажиров в сутки - пассажиропоток пусть и хорошего, но трамвая.
Так уж получается, что с куйбышевской/самарской подземкой вышло всё очень неудачно. Её проектировали в советские годы, и первая линия должна была соединить заводы и жилые районы.
Когда метро достроили, через некоторое время наступил 1991 год, заводы позакрывались, потоки переориентировались. При этом метрополитен не доходил ни до центра, ни до вокзала, ни до других важных пассажирообразующих объектов.
Сейчас система состоит из одной линии с 10 станциями (Юнгородок - Алабинская), и ещё одна станция Театральная начала недавно строиться. Таким образом, всего будет 11 станций, но даже в таком виде линия будет только слегка заходить в центр.
То есть особого прибавления пассажиропотока ждать не придётся. Потратить ещё 40 лет и достичь того, чтобы поток вырос ну в 2-3 раза - малоэффективное занятие. Поэтому можно поддержать тут губернатора.
Метрополитен действительно устроен так, что ещё сто раз подумаешь, заходить ли туда. Станции часто удалены от жилых домов и пассажирообразующих объектов, т.е. до них надо дойти, потом спуститься по неудобным лестницам. Потом ещё поезда дождаться, который ходит не раз в 2-3 минуты.. Ну и по приезду всё повторить в обратной последовательности, а возможно ещё и на чём-то наземном подъехать.
А где-то, как на Алабинской, из-за появления метро, ликвидировали наземный переход. Теперь, чтобы пересечь перекрёсток, надо спускаться в подземник, он же - вход в метро. Ради строительства Театральной
закрыли линию трамвая (временно, но тем не менее).
В других мегаполисах ситуация лучше, но незначительно - по сути никто кроме Москвы и Петербурга не смог использовать метро по назначению. Почему так - я писал
здесь. В данном случае, имидж метрополитена, как транспорта, решающего все проблемы, сильно вредит таким городам - вложи они разумно деньги в нормальный НОТ, глядишь бы и не мечтали бы ни о каком метро.
Другой вопрос, что взамен? Отказываясь от строительства метро, нужно иметь программу развития других видов транспорта, в первую очередь - трамвая 🚃. У Самары очень мощная и обширная сеть, трамвай тут охватывает почти весь город и его можно назвать каркасом транспортной системы. Во время чемпионата именно трамвай брал на себя основную нагрузку по перевозке болельщиков на стадион, и
успешно с этим справлялся.
Вот только состояние .. очень далёкое от идеала. Старые
50-летние вагоны, неровные пути, депо, не видевшие реконструкции с советских лет..
Деньги, сэкономленные от отказа от метро, крайне важно грамотно вложить в трамвай, чтобы он полностью взял на себя ведущую роль. Обновить не только вагоны, но и пути, стрелки, подстанции, депо, повысить зарплату персоналу. Так победим!
Ну и про троллейбус забывать тоже не стоит. В Самаре и у него большой потенциал! 🚎 Также можно задействовать железную дорогу для местного СЦД - здесь тоже немало вариантов для эффективного использования!
А вы как считаете - нужно ли метро в Самаре? Ну и в других российских нестоличных мегаполисах?