В каждой посещаемой мною стране я стараюсь, конечно же, исследовать, как работает местный общественный транспорт: городской, пригородный, междугородний. Дело тут даже не только в профессиональном интересе, ОТ - это всегда часть местного быта и жизни. Поэтому, катаясь на местных поездах и маршрутках, можно себя ненадолго поместить в шкуру аборигена и представить, каково им ездится на работу, в гости, по делам и т.д.
Но правильнее бы было, конечно, назвать пост «Отсутствие общественного транспорта в
ЮАР и
Намибии». На самом деле я всегда представлял, что общественный транспорт есть везде в мире: где-то лучше, где-то хуже, где-то совсем ужасный, но как-то же людям надо перемещаться между городами? Т.е. такого, чтобы ОТ могло бы где-то не быть вообще, я не мог вообразить - ну разве что в каком-нибудь Лос-Анджелесе, где все чрезмерно автомобилизировано.
Первые годы путешествий действительно я не попадал в такие места, но со временем начал и с такими сталкиваться, вот, например,
Саудовская Аравия.
Оказалось, что южная Африка тоже не спешит баловать своих жителей особым обилием возможностей безлошадных перемещений. Почему же так выходит? С СА и США понятно - там у всех машины, все богатые, а в СА ещё и климат для ОТ не очень пригодный. Но здесь же уровень жизни довольно посредственный.
Но дело в том, что организация транспорта тут прямым образом вытекает из той
организации общества, что была тут многие десятилетия, а по менталитету, во-многом сохраняется до сих пор. ЮАР и Намибию белые строили под себя - они сами жили хорошо, их было в процентном соотношении немного, уровень жизни у них был высокий, ну а раз так, то всем и машинок вполне хватит! Дороги очень хорошо развивались в ЮАР.
Ну а чёрные пусть сидят в своих тауншипах и работают, нечего им туда-сюда кататься по стране.
Впрочем, при Апартеиде была развитая система железных дорог, и она вполне работала. Но за годы независимости она пришла полностью в упадок, а взамен ничего не было построено.
Но давайте по порядку. Как быть, если вы в этих странах, и нужно как-то перемещаться?
Международный транспорт
Автобусы Intercape. Единственный относительно пригодный транспорт, имеющий разветвлённую сеть по большинству крупных и средних городов в ЮАР и Намибии. Автобусы довольно комфортные, и билеты можно купить в интернете. Есть также рейсы в Ботсвану, Зимбабве и Мозамбик.
Есть также и автобусы некоторых других компаний, одна из них даже символично называется GreyHound (как основной перевозчик в США).
Тем не менее, сеть эта далеко не полная - в центры штатов и крупные райцентры ими доехать можно, но во многие посёлки поменьше уже не будет ничего.
Самолёты. И в ЮАР и в Намибии имеется довольная развитая сеть маршрутов, есть свои авиакомпании (Airlink и NamibiaAir) и часто это будет намного оптимальнее, чем пользоваться маршрутами. Так, я предпочёл слетать из Виндхука в Людериц за 90 долларов, чем трястись целый день в неудобной маршрутке за 20. Большинство среднего класса в ЮАР перемещается именно самолётами.
Поезда. В обеих странах раньше было довольно много поездов, но после падения режима Апартеида начался тотальный развал, и железные дороги быстро пришли в негодность.
Поезда стали ходить медленно и редко, а окончательно их добил ковид. Впрочем, иногда таки по отдельным маршрутам что-то запускают, если вам очень повезёт, вы сможете уехать.
Так на третий месяц моего пребывания я даже дождался открытия продажи билетов на поезд «Претория - Блумфонтейн - Куинстаун», но только мне туда не надо было.
В Намибии вообще выходит забавно: поезда тут запускают … два раз в год на Рождество! Идут они по 2 маршрутам: из Виндхука на юг в город Китманскуп и на север на границу с Анголой, к нему ещё подцепляется состав с побережья (Уолфишбей).
Маршрутки, называемые в народе «такси». На большинстве маршрутов, где нет автобусов, перевозки осуществляют именно они.
В Намибии, например, где сеть «Интеркейпа» развита плохо, именно они курсируют в большинство городов (Людериц, Китманскуп, Рехобутх, Опуво, Очиваронго и т.д.). Условия проезда средние, отправление - с каких-то пятачков на окраинах города по известному только местным жителям расписанию.
Махршрутки в Людериц, Китманскуп, Рехобутх. Мы нашли место их отправления совершенно случайно.
В ЮАР маршрутки обычно соединяют облцентры с тауншипами и большими деревнями. На маршрутках никогда не ставят таблички, узнать, куда что идёт, можно только расспросами водителя и других пассажиров. Хотя в некоторых городах у местных жителей есть целая система знаков, которыми они, стоя на остановке, обмениваются с водителем подъезжающей маршрутки, и по которым определяют, куда маршрутка едет.
Считается, что белым очень опасно этими маршрутками пользоваться, потому что в них обязательно ограбят и изнасилуют, а скорее всего и то, и другое сделают. Думаю, что опасения сильно преувеличены, но другой вопрос, что для белых эти маршрутки действительно совершенно бесполезны - они идут в районы, которые вряд ли вам понадобятся, ну и в которые соваться без особой надобности и без местных сопровождающих действительно не стоит.
В то же время, в нужные города и районы общественного транспорта действительно может не быть в принципе! Вот так, что хотите, то и делайте.
Теперь перейдём к городскому транспорту. Его в большинстве случаев.. тоже тупо нет! Сколь либо приемлемые системы имеются в Кейптауне (несколько направлений электричек и сеть метробусов по типу БРТ),
Йоханнесбурге (тоже электрички, скоростная линия метро и БРТ),
Претории (электрички), Блумфонтейне (чахлое БРТ), Дурбане и Джордже (автобусы).
Но и в этих городах ОТ работает до 7-8 вечера, а потом превращается в «тыкву».
В столице Намибии Виндхуке (400 тыс. жителей) вы, например, даже остановочных павильонов нигде не увидите - потому что нечему в принципе на них останавливаться. Аналогичная ситуация и в других городах.
Поэтому 99% путешественников тут по городу ездят на такси, а на межгороде берут
машину напрокат. Во многие места вы просто не попадёте без машины вообще никак! В Намибии можно ездить и автостопом, он даже очень популярен среди
местныx.
Автостоп, разумеется, будет платный, причём даже на фурах. В ЮАР с автостопом сильно сложнее, потому что опасно (хотя местные чёрные пытаются так перемещаться, маша купюрами, чтобы их быстрее забрали).
Интересно и то, что в расположенном полностью внутри ЮАР Лесото никаких проблем подобного рода нет. Там как раз тот самый чисто африканский тип транспорта - страшненькие маршрутки по наполнению. Есть и некоторое количество автобусов. Качество, конечно, отвратительное, но, хотя бы, по стране можно перемещаться. Кстати, автобусов между ЮАР и Лесото тоже никаких нет, как ни странно.