Удивительные бывают контрасты! Совсем недавно рассказывал про то, как кардинально изменился трамвай в
Таганроге: из старой советской системы получилась быстрая, удобная, современная. Но в той же самой Ростовской области есть и противоположные примеры. Вот возьмём, например, город Новочеркасск - бывшую казачью столицу.
В Новочеркасске не очень большая сеть, здесь всегда было не более 4 маршрутов. Тем не менее, трамвай всегда играл важную роль: он связывает центр города с районом градообразующего предприятия: электровозостроительного завода (НЭВЗ). (
отсюда)
Автор схемы: Пикачу. transphoto.org.
Последнее время, правда, связь стала очень условной - из-за тотальной нехватки подвижного состава выпуск упал всего до двух вагонов! Проехать по полному маршруту стало возможно всего пару раз утром.
Поняв, что это больше напоминает агонию, что там, где осталось 2 вагона, вполне может остаться и 0, я решил съездить осмотреть новочеркасскую систему. И мне даже повезло, я смог проехать на трамвае 2-го маршрута! В этот день на линии был только один вагон! Тот самый второй обещанный сломался уже утром и спрятался в депо.
Казалось бы, даже странно: в Новочеркасске не такие уж и старые трамваи. Все КТМ-5 давно уже списали, и на линии сейчас ходят вполне себе новые уралтрансмашевские "спектры", которым не более 6 лет. Как можно так ушатать за 6 лет вагоны, что они все стали под забор?
Помимо "спектров" у депо есть ещё несколько бывших московских вагонов КТМ-19 конца нулевых годов выпуска. Т.е. им по 15 лет - вроде и не так мало, но так то - это не возраст для трамвая! При этом, почти все они уже тоже направлены на списание..
А может в этом и проблема? Может старые проверенные КТМ-5 могли бы ещё работать годами, и чинить их легко и просто. А новые капризные "спектры" выходят из строя по каждому чиху, да и запчасти на них сложнее достать.
Кстати, в Новочеркасске сохранилась возможно последняя конечная в виде "треугольника", на которой надо сдавать задом для разворота. Это станция "Генерала Лебедя", у которой оборачиваются все основные маршруты. Раньше такой же "треугольник" был в Казани. Здесь тупик был оборудован канавой и вышкой для межрейсового осмотра вагонов, но хорошо видно, что ни то ни другое давно не используется. А если бы использовалось, может не ломались бы трамваи.
Положение на самом деле аховое. Даже в штатном режиме трамвай работает только до 17-18 часов, после чего уходит в депо.
В выходные работа заканчивается ещё раньше - после 16 ни одного вагона на линии.
Помимо неисправных вагонов другой проблемой предприятия является тотальная нехватка персонала. Недостаёт водителей, ремонтных рабочих, путейцев и тд. Водителей всего несколько человек осталось.
Гляна на объявление в трамвае, я всё не понимал, почему никто не хочет идти работать в депо?
Таким образом, из всей пусть и не большой, но достаточно обширной системы, работает хоть как-то лишь 2-й маршрут. Единственный вагон тут обеспечивает интервал 40 минут. Сами понимаете, это тоже не способствует популярности трамвая, поэтому большую часть дня этот единственный вагон ходит пустым или полупустым.
Впрочем, когда вагонов было больше, то всё равно их не хватало, то на 1 и 3 маршрутах интервалы были по 1,5-2 часа. Именно столько надо, чтобы полностью тот далёкий круг объехать.
При этом пути, конечно, хоть и далеки от идеальных, но их ещё нельзя отнести к катастрофичным - по ним вполне можно ехать с более-менее средней такой скоростью.
Постепенно Новочеркасск осваивают новые автобусы КАМАЗ.
Автобусы берут на себя те потоки, которые мог бы вывозить трамвай! А также - разные другие.
Естественно, что в 4 часа дня они не заканчивают работать, и интервалы у них не полтора часа (хотя тут тоже зависит от маршрута).
Выживет ли новочеркасский трамвай? Переживёт ли агонию! Немало в последнее время примеров, когда удавалось вытягивать совсем безнадёжное, казалось бы, предприятие. Очень хотелось бы, чтобы проблемы были благополучно решены, и трамвай бы снова занял ведущие позиции в городе! Особенно, когда совсем рядом имеется столь позитивный пример Таганрога!
Для восстановления, кстати, не так уж много надо: подлатать пути, обновить ремонтную базу, модернизировать депо, докупить несколько вагонов, повысить зарплаты персоналу! Новочеркасск - пусть и не большой, но очень приятный и атмосферный город, а трамвай хорошо дополняет его шарм. Нельзя допустить, чтоб город остался без него!