Трамвай с видом на Эльбрус. Историческая и живописная система на Северном Кавказе

Jul 08, 2024 08:15



Одной из самых необычных трамвайных систем можно считать по праву Пятигорский трамвай. Судите сами: это одна из самых старых систем в России, одна из трёх - узкоколейная, ну и, в целом, расположена в очень душевном интересном городе, придавая ему очень яркий антураж.




Трамвай в Пятигорске был запущен в 1903 году. Это - первая система на Северном Кавказе и одна из первых на юге России.


Пятигорск - город небольшой и курортный. Куда не повернёшься, всюду вокруг горы!


Разумеется, я не мог себе отказать в удовольствии не по фотографировать вагоны на фоне знаменитых вершин. Самая крупная гора вблизи города (в честь которой он назван) - Бештау!


Но есть и более городской и домашний "Машук". Тоже виден со многих точек города.


Пятигорск был курортом и в начале 20-го века. И именно для доставки курортников от недавно открывшегося вокзала к галереям и паркам было решено построить трамвай. Взялось за проект акционерное общество "Сименс и Гальке".


Возможно, из-за рельефа, возможно по другим причинам, было решено прокладывать узкую колею шириной 1000 мм. Так пятигорский трамвай и стал узкоколейным!


Первая линия, запущенная в 1903 году, соединяла железнодорожный вокзал с легендарным Цветником (тем самым парком, в котором Киса Воробьянинов просил милостыню). Далее, начали строиться и прочие линии.


Сейчас трамвай является, по сути, каркасообразующим транспортом в Пятигорске. Линии протянуты во все основные районы (Ромашка, Скачки, Бештау и др.)


Несмотря на то, что вагоны - старые и потрёпанные жизнью, а регулярность не всегда соблюдается на высоком уровне, спрос на трамвай довольно высокий! Пятигорцы и многочисленные гости города очень любят звонкий вид транспорта.


Кстати, да, помимо Бештау и Машука, из пятигорского трамвая можно увидеть и самую высокую вершину России и Европу - Эльбрус. На фото она находится сзади фотографа - дело в том, что в дымке Эльбрус плохо виден, и с трамваем его сфотографировать нормально всё равно не получится.


Тем не менее, на заглавном фото Эльбрус есть. Его можно разглядеть на фото, только если поэкспериментировать с фото. В любом случае, из окна пятигорского трамвая самая высокая вершина вполне себе видна!


Сеть пятигорского трамвая состоит из 8 маршрутов. В центре есть схема и вся подробная инфографика.


А это - центральная остановка "Цветник". Именно здесь была первая конечная системы, сейчас она не сохранилась.


Можно наблюдать на некоторые вагоны сверху.


Кстати, до недавнего времени только в Санкт-Петербурге и в узкоколейных городах имелись сочленённые трамваи! Многосекционные вагоны стандартной колеи стали производиться не так давно. А до этого ими были по сути только вагоны Tatra KT4.


И в Пятигорске большинство трамваев - именно сочленённые.


Внутри много места, и вообще просторно!


Пути местами потрёпаны жизнью. Тем не менее, они очень хорошо вписаны в местный антураж. Кстати, тут есть сплетение путей на одном из мостов, прямо как в тоннеле у Курского вокзала.


Есть также немного и стандартных вагонов Tatra T4 (версия легендарного вагона для узкой колеи).


Кстати, прокатитесь обязательно по однопутной линии на Мясокомбинат (1-й маршрут)!





Очень колоритная ветка посреди "нигде".


Вагон выезжает за город и идёт по лесам и горам некоторое время.


Пятигорские трамвайщики берегут свою историю, и сделали даже исторический вагон с фотографиями. Он как раз ходит по упомянутому 1-му маршруту.


В самом центре, проспект Кирова, напротив телеграфа


Ремонт путей.


Главная пешеходно-трамвайная улица - проспект Кирова. Все маршруты так или иначе по одной из его частей да проходят.


По идее, по этой линии могли бы ездить и Киса с Осей.


Эти южные пятигорские зелёные улочки! Просто прогуляться по ним, глядя на звенящие вагончики, такое удовольствие уже.


Сеть устроена интересным образом: от некоторой точки в разные стороны расходятся линии: в микрорайоны Ромашка, Бештау, Скачки, на Мясокомбинат и улицу Георгиевскую.


Можно видеть, что в центре есть точка, в которой сходятся все 8 маршрутов. И на этой точке поставлена диспетчерская из которой можно за всеми ними следить.


Линия на Скачки тоже идёт однопутной петлёй вокруг микрорайона.


Трафареты!


Тема трамвая обыгрывается и в местном общепите и на вывесках


Приезжайте в солнечный Пятигорск! Примите серные ванны, попейте из нарзанных источников, осмотрите Провалъ, заберитесь на местные горы, ну и, конечно же, не обойдите вниманием и трамвайчик! Он вам поможет перемещаться между всеми этими объектами.


Только милостыню, пожалуйста, не просите!


Пятигорск, Кавминводы, Трамваи

Previous post Next post
Up