Первый раз в нижегородском метрополитене я оказался в 2003 году. Тогда меня он очень сильно поразил своей тишиной, безлюдностью и холодом! Казалось бы, метрополитен создан для того, чтобы возить огромные массы людей туда-сюда, а тут вагоны ходят полупустые, на станциях за пределами центральной порой вообще практически никого не встретишь, особенно вне часа пик. По сравнению с гудящей с раннего утра до самого позднего вечера московской подземкой, это смотрелось крайне сюрреалистично..
Как же так выходит? Огромный полуторамиллионный мегаполис, довольно разбросанный. Как же метро там может быть пустым? Проблема в том, как проложена трасса метро.
В городе имеется несколько основных точек притяжения. Из самых крупных можно отметить центр, вокзал, автозавод, Сормово, Щербинки, Печёры.. И из всех этих точек метрополитен соединяет по сути лишь только две: центр и автозавод. (
Источник схемы).
Схема слегка устарела - на данный момент действует также станция "Стрелка". Однако большинство районов остаются в стороне от метро.
Вот представьте, что для большей части поездок по городу метро вообще никак не будет полезно. Для другой его части нужно сперва до него доехать, а потом от станции назначения пройти. При том, что часто может быть прямой автобус без пересадок.
Нижегородский метрополитен стал жертвой неправильного градостроительного проектирования и развала в 90-е. Вообще, в городах такого размера сложно построить эффективную метросистему советского типа: слишком уж мало населения для необходимого уровня концентрированных потоков. Но в Нижнем был шанс: тут есть разделяющая город река, раскиданные в пространстве крупные центры притяжения активностей. Только для этого линии метро должны были сразу соединить в первую очередь обе стороны Оки, а также Сормово на левом берегу, ну и, например, Печёры на правом. Одного автозавода оказалось недостаточно.
С Сормовской линией вообще вышла беда. Её начали строить, но до сих пор удалось её дотянуть только до расположенного в глухой промзоне Буревестника. Ещё бы 2-3 станции, и линия бы заиграла новыми красками. Буквально в паре километров от Буревестника уже начинаются жилые районы, обитатели которых вполне бы рады были пользоваться подземкой. Но пока тут тихо и малолюдно, как в ночном лесу...
В 2013 году метро, наконец, пришло на правый берег. Открылась станция Горьковская, до которой поезда стали доезжать через строившийся много лет метромост. Надо сказать, что появление Горьковской действительно сильно оживило метрополитен, но, опять же, одной станции здесь явно недостаточно.
Горьковская расположена на самой окраине центра, до многих объектов отсюда надо всё равно долго идти или добираться на наземном транспорте.
Недавно началась стройка двух новых станций: Площадь Свободы и Сенная. С ними востребованность метрополитена должна заметно вырасти, но расстраивает, что ради строительства перегородили и перекопали всё, что можно, а также закрыли троллейбусные линии. Что им мешало перенести эти линии на соседнее улицы?
В 2018 году в Нижнем Новгороде открылась ещё одна станция - Стрелка. Построили её к чемпионату мира, причём строилась она за федеральные деньги. Но это как раз тот случай, когда пользы она особо не приносит - вне матчей и дней гулянок станция весьма мало востребована.
Фото "Стрелки" в моей коллекции не нашлось, поэтому будет здесь Чкаловская.
Кстати, в Нижнем Новгороде есть 4-путная станция Московская. До недавнего времени одна была единственной станцией в России с двумя платформами и четырьмя путями. Ирония судьбы в том, что вторая такая станция, открывшаяся в 2020-м году, это... Нижегородская в Москва.
Пока же перспективы не очень радужные. Станция Сенная медленно строится, на Сормовской линии вообще не ведётся никаких работ. Поезда по 4 вагона ходят с интервалом 5-10 минут, что, конечно же, совершенно неприемлемо для такого магистрального транспорта, как метро. На Сормовской линии интервалы вообще бывают по 15 минут.
Если бы можно было бы Нижегородский метрополитен интегрировать с трамваем, это бы сильно исправило положение. Да что "если бы" - в теории это возможно и сейчас. Наверное стоило бы думать в этом направлении.
Но пока астрономические суммы закапываются в Площадь Свободы и Сенную, которые, конечно же, сильно улучшат транспортное сообщение в Нижнем, но большинство транспортных проблем всё равно не решат, трамвай продолжает медленно стагнировать.. Ну и напомню про
замену троллейбусов на электробусы.
Руководство города пытается интегрировать метро с городской электричкой, это хороший ход: охват в электрички очень заметный. Но что такое городская электричка в реалиях Нижнего? Несколько рейсов в день по каждой линии, которые погоду не сделают вообще никак.
А вы ездили в метро Нижнего Новгорода? Как вам оно? Или, может быть, вы живёте в Нижнем Новгороде?