Ещё одна утрата в московском транспорте: с сегодняшнего дня полностью отстранены от эксплуатации польские трамваи PESA. Отличные удобные вагоны, я бы сказал, одни из лучших в Москве. К сожалению, так вышло, что они не проработали и даже 10 лет...
Я хорошо помню, какой фурор произвели они тогда, в не таком уж далёком 2014 году. На фоне старых "Татр" и "КТМ-8" (в которых ещё и обитали турникеты) "Песы" смотрелись просто космически: длинные, низкопольные, с уютным салоном, мягкими креслами, кондиционером и плавным ходом.
А ещё в них не было турникетов, что заметно ускоряло посадку. Трамваи сразу полюбились тушинцам, которым посчастливилось стать первыми пассажирами - началась их эксплуатация с 6-го маршрута.
Со временем "песики" расползлись по сети, и их можно стало встретить на всех маршрутах Краснопресненского депо, кроме, разве что, 27-го.
Я не часто бываю на северо-западе, но при каждой поездке в те края грела мысль о том, что вот будет возможность проехаться на классных трамвайчиках.
Тогда в начале 10-х годов вообще было такое "подъёмное" время в плане транспорта. Трамвай обещали активно развивать, троллейбус ещё не планировали уничтожать, готовили к запуску МЦК... Для обновления имиджа трамвая и было заказано 120 таких вагонов, произведённые в городе Быдгощ.
Вроде как по некоторым законам муниципальные власти уже тогда не могли закупать технику за границей, и поэтому в схему был добавлен посредник в виде "Уралвагонзавода". И именно это сыграло свою печальную роль: Москва покупала трамваи у УВЗ, а он уже брал их у Pesa (по сути, добавляя только свой логотип).
Первые 60 вагонов успели прийти, а потом рубль упал. Город рассчитывался с Уралвагонзаводом рублями, и, хоть, техника была ему уже проплачена, рассчитываться с поляками по новому курсу завод уже не мог. Часть готовых вагонов зависла в Польше, но потом таки смогли выкупить ещё 10 вагонов (при обещанных изначально 30). Ещё часть готовых трамваев с логотипами УВЗ отправили работать в другой город (угадайте какой :) ).
Татра-Т3 в Москве: вагон-легенда, 58 лет в строю!
Транспортный Глобус18 мая 2021
Так или иначе, но 70 трамваев PESA в Москве таки оказалось, и даже это было уже неплохо - они составляли значительный процент от выпуска.
Потом стали появляться уже отечественные "Витязи". А потом 2022 год, санкции, и стало крайне сложно получать запчасти для "Пес". Хотя даже до этого ещё в 2021 были моменты, когда из 70 вагонов удавалось выпустить на линию 17-20, я даже про это
писал.
С 4 декабря все вагоны 71-414 Pesa Fokstrot отстранены от эксплуатации. На их место вышли отечественные "Витязи" и "Львята". Согласно открытым источникам, на начало декабря было порядка 25 рабочих трамваев. Как можно без ущерба для движения все их одномоментно заменить, мне не очень понятно.
Я уж не говорю про абсурдность такого решения: ведь даже если сложно сделать запчасти, но трамваи ходят, зачем их списывать раньше времени? Пусть поездят, пока могут? Но в столице принято вот так одним росчерком пера сразу такие масштабные решения принимать: до этого в ноябре 2021 так же в один день
убрали все "Татры", а ещё раньше убрали ну вы сами
знаете что..
Грустно, конечно, это наблюдать: эти вагоны не проработали и 10 лет! Что такое 10 лет для трамвая - так, первая молодость. Сейчас, конечно, много "Витязей", которые в отдельных аспектах лучше (в "песах" нет всяких USB-розеток), и "песики" не так уже футуристично выглядят. Но, в любом случае. хорошие качественные вагоны списывать меньше, чем за половину их срока службы, выглядит некоторым безумием.
Проехался напоследок на "песах". Даже повезло попасть на 30-ку и доехать до самого Михалкова. Надеюсь, что, всё же, найдут способ продолжить их эксплуатацию - 9 лет для трамвая, срок вообще ни о чём..
Символично, что первое моё фото "песы" на линии было сделано в октябре 2014 года, это был вагон 3506 (оно в начале поста). И на этом же вагоне я проехал вчера в последний день его работы - 3 декабря 2023 года, спустя 9 лет. Выглядит вагон что тогда, что сейчас, вполне себе прекрасно!
Ещё одно фото сделано до начала их работы в апреле 2014 года в парке Сокольники на большой сети - это "песа" возвращается с трамвайного парада.
Кстати, примерно в эти же дни в Варшаве отстранили отстранили от движения все советские/российские метровагоны. Многим из них тоже было совсем немного лет, они могли бы ещё ходить и ходить. Есть в этом какой-то грустный символизм.