Все, конечно же, хорошо знают про флагмана белорусского машиностроения - Минский автомобильный завод, он же - МАЗ. Сколько их грузовиков разных размеров и форматов, ну а также автобусов ездит по постсоветскому и не только пространству. С нулевых годов МАЗ производит и троллейбусы! Точнее, этим занимается их дочерняя компания МАЗ-ЭТОН, на специальной площадке в городе Жодино Минской области (70 км от Минска).
Завод МАЗ-ЭТОН формально - независимое предприятие. Сам завод - не очень большой: всего один цех, где производится всё.
Каркасы для кузовов варятся не здесь: либо на самом МАЗе, либо в городе Дзержинске (я даже сначала подумал, что речь о Дзержинске Нижегородской области и даже удивился, что так далеко их везут, но нет - в Минской области есть свой Дзержинск, а в нём - Дзержинский Экспериментальный механический завод ДЭМЗ).
Каркасы приходят и для автобусов и для троллейбусов. На этой стадии вообще нет разницы что будет на выходе.
Здесь каркас обкладывается специальными утеплительными изоляционными "подушками"-панелями.
Затем каркасы обтягиваются алюминиевой лентой, прессуются в специальной камере и получается полноценный кузов.
Рулонная лента, которой производится обтяжка.
А вот большая часть остальных агрегатов собирается тут, на МАЗ-ЭТОНе: тяговые двигатели, преобразователи, компрессоры, разная электроника - в общем, вся начинка современного троллейбуса. Всё это вытачивается в мастерских и затем навешивается уже непосредственно на кузов в главном цеху.
Также есть покрасочный цех, который заводу собрала присутствующая в Минске швейцарская компания Stadler.
Интересно, что половину цеха у МАЗ-ЭТОНа арендует, собственно, МАЗ.. Да-да, вот так по сути, сам у себя, но - нет! Сам МАЗ специализируется на автотехнике, и конкретно из этих жодинских цехов выходят многочисленные автобусы. Причём собираются они на тех же линиях, что и троллейбусы и электробусы.
Все троллейбусы собираются на базе кузовов автобусов МАЗ. Есть, скажем, автобус МАЗ-103, а тут ему ставят вместо дизельного электродвигатель, штанги - и выходит троллейбус! Обозначается он примерно также: МАЗ-103Т.
Основная, на данный момент, производящаяся модель - МАЗ-203Т, собственно, из кузовов автобусов МАЗ-203. ,По сути то, все троллейбусы на фото - как раз они.
Иногда тут также собирают сочленённые МАЗ-215Т, но на данной момент ни одного такого в цехах не было.. Сейчас здесь готовится большой заказ для Минска (порядка 200 машин), недавно закончили партию троллейбусов для Гомеля.
К слову сказать, Минск собирается отказываться полностью от закупки дизельных автобусов и переходить исключительно на троллейбусы и электробусы.
Планируется большой заказ, который будут совместно делать МАЗ-ЭТОН и Белкоммунмаш.
Крышевое оборудование, собрано в мастерских завода. Эта конструкция пойдёт на крышу троллейбуса.
Мосты ZF немецкого производства. Последняя партия, пришедшая перед вводом санкций. Сейчас её берегут и не тратят попусту, потому что теперь неизвестно, где брать новые мосты.
Ещё завод сотрудничает с российским УТТЗ (уфимский трамвайно-троллейбусный завод), поставляя им кузова, частично укомплектованные электроникой. Уже в Уфе их доукомплектовывают и отгружают заказчикам.
Раньше уфимцы брали кузова на НЕФАЗе, но те их постоянно динамили со сроками, и с какого-то момента кузова делают именно здесь. На российском рынке сам МАЗ троллейбусами практически не представлен, но в УТТЗ-шных "Горожанах" их доли довольно много.
Собственно, белые троллейбусы, что собираются в этих цехах (кроме одного) - как раз они, собираются для города Коврова Владимирской области.
Так вот в год завод выпускает порядка 330 троллейбусов (т.е. примерно 1 машина в день).
В разработке модель МАЗ-303Т на базе, опять же, соответствующего автобуса. Пилотный экземпляр уже практически собран.
На улице - минисклад готовой продукции. Продукцию сюда и отсюда (на доработки) таскает специальный тягач.
Ещё троллейбусы МАЗ собирались из машинокомплектов в Москве на заводе СВАРЗ и в Днепропетровске на ЮжМаше. Но что произошло дальше, вы сами знаете: Москва отказалась от троллейбусов, а Днепропетровск отказался от сотрудничества с Беларусью..
На все машины ставятся и аккумуляторы для автономного хода, причём - разных компаний.
До недавних известных событий МАЗ-ЭТОН выходил и на заграничные (совсем) рынки: 2 их троллейбуса ходят в Вильнюсе, и даже был заказ от Таллинна на оснащение "Солярисов" автономным ходом и на 1 машину. Есть также рогатые МАЗ-ы и в Румынии. Но теперь, увы, всё, европейский рынок пока не доступен. Троллейбус для Таллинна до сих пор почти полностью собранный стоит в цеху, с ним пока ничего не делают, всё ждут улучшения отношений.
Работа на заводе кипит полным ходом: собираются будущие минские троллейбусы , оснащаются электроникой будущие ковровские, на линии МАЗа доделываются автобусы.
Ещё тут восстанавливают для музея.один из первых троллейбусов МАЗ-103Т.
Когда-то он так выглядел. К такому виду его, так понимаю, и хотят вернуть.
Очень порадовала чистота и ухоженность цехов. Очень часто на производствах на площадках бывает грязно или просто запущено, и кажется, будто это нормально - ну производство же, не дворец для балов же? Но вот, хороший пример, что и производственные цеха вполне можно содержать в порядке.
Ну а саму продукцию производства МАЗ-ЭТОН легко можно посмотреть в действии в самом Минске.
Очень шустрые и комфортные машинки, многие из них носятся как угорелые, ещё и на автономном ходу. Кстати, несколько штук недавно пришли в Рязань.